ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
 
Вторник
19.03.2024
08:40>
Приветствую Вас Гость
RSS

 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Шелеховского района "Детский сад №
2 "Колосок"
РегистрацияВход
Коллегам »
Меню сайта


Информационный вестник

Праздники сегодня

Информер праздники сегодня

Официальные сайты

Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54


Статистика


 «Развитие мелкой моторики дошкольников с ОНР»

     Общим недоразвитием речи (ОНР) принято считать такое нарушение, при котором у ребёнка с нормальным слухом и сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы, а именно: фонетика, лексика, грамматика, связная речь.

    Недоразвитие речи у ребёнка может быть выражено в разной степени: от лепетной речи и полного отсутствия в ней предложений, до речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

      Помимо речи, у детей с ОНР, как правило, оказываются нарушенными ряд процессов, теснейшим образом связанных с речевой функцией. К ним относятся: внимание, восприятие, память, воображение, словесно-логическое мышление, артикуляционная и пальцевая моторика. Так же у детей с общим недоразвитием речи отмечается свойственные им психолого-педагогические особенности, такие как: нестандартность поведения в игровой, бытовой деятельности и на занятиях. В процессе работы эти дети обнаруживают повышенную возбудимость, конфликтность, агрессивность, негативизм, драчливость, впечатлительность, ранимость и пр.  Именно эти особенности детей и определяют задачи коррекционной работы воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи.

      Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой системой, суть которой заключается в «оречевлении»  всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей в ДОУ. Единственный путь осуществления оречевления – это тесное взаимодействие и преемственность в работе всего педагогического коллектива, единства требований, предъявляемых детям (при решении специалистами разных функциональных задачах и методах коррекционной работы). Известно, что комплексное воздействие и эффект многократного ежедневного повторения речевого материала в разных видах деятельности на разных занятиях очень важен как для восприятия речи детьми, так и для её актуализации.

    Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

    Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

    И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

    Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

      На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой   неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

     Я изучила  научную и учебно-методическую литературу:

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

6. Кольцова М.М «Развитие моторики»

7.Елена Данилова «Пальчиковые игры»

8.Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

  Совместная работа по теме: ««Развитие мелкой моторики дошкольников с ОНР» позволила мне, используя  пальчиковые игры, упражнения, повысить эффективность коррекционно-педагогической работы.

    Цель педагогической деятельности в этом направлении – Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста с ОНР через различные виды деятельности.

    Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук  детей  дошкольного возраста с ОНР.

    Реализуя  поставленную цель через решение следующих задач:

  1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  3. Улучшить общую двигательную активность;
  4. Содействовать нормализации речевой функции;
  5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
  7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
  8. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей  дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

      Использование методов и приемов:

Упражнения с различными предметами и материалами.

Пальчиковая гимнастика.

Кинезиологические упражнения.

Изодеятельностъ.

Самомассаж.

Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Составила картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

Провела консультации по следующим темам:

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?».

Упражнения по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.

 Разработанный комплекс разносторонних приемов и методов в соответствии с изучаемой лексической темой, направленных на стимулирование сенсорно-перцептивной сферы и тактильно-кинетической чувствительности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи был использован в работе ДОУ в логопедической группе.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

"КОЛОСОК" в ВКонтакте

"КОЛОСОК" в Одноклассниках

Опросы

ГТО - путь к здоровью

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Поиск по сайту
Календарь

Образовательные организации


Политика конфиденциальности  Пользовательское соглашение

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz