Особенности
психологии дошкольника
Дошкольное
детство – короткий
промежуток в жизни человека, всего первые семь лет. Но именно в этот период
происходит отделение ребёнка от взрослого, превращение беспомощного младенца в
относительно самостоятельную, активную личность.
Психологические
особенности дошкольного возраста
Ведущая
деятельность –
игра, освоение норм поведения и деятельности людей.
·
К
1 году ребёнок использует 7 – 14 слов, сосредоточено занимается одним делом до
15 минут, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (± 2 месяца).
·
К
1,5 годам словарный запас ребёнка составляет 30 – 40 слов, он хорошо ходит,
кушает и узнаёт и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимая
обращённую к нему речь. Основные вопросы ребёнка: что? кто?
·
К
2 годам словарный запас – 300 – 400 слов, основные вопросы ребёнка: что это?
кто это? Осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия,
глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие
вопросов свидетельствует о «хорошем» умственном развитии ребёнка. Рисует линии,
зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков.
·
К
2,5 годам словарный запас составляет порядка 1000 слов. Появляются
ориентировочные вопросы: где? куда? откуда? когда? В этом возрасте задержка
речевого развития должна настораживать в отношении подозрения на задержку
психического развития или глухоту.
·
К
3 годам появляется вопрос вопросов – Почему? Ребёнок пересказывает услышанное и
увиденное, если ему помочь наводящими вопросами. Использует сложносочинённые и
даже сложноподчинённые предложения, что свидетельствует об усложнении его
мышления.
Понимает, что такое один, мало, много. По одной характерной детали может узнать
целое: по ушам – зайца, по хоботу – слона.
·
К
3.5 годам осваивает конструирование, появляются элементы планирования.
Появляются элементы сюжетно-ролевой игры с предметами и несколько позже – со
сверстниками. Ребёнок эмоционален: самолюбии, обидчив, радостен, печален,
доброжелателен, завистлив, способен к сочувствию.
·
3
– 4 года – самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство,
негативизм, строптивость, «обзывание взрослых» («Я сам», нарциссизм –
восхваляет себя). Игры в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые
игры).
·
К
4 годам способен понять то, что ещё не видел сам, но о чём ему толково
рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке,
осмысленно заканчивает начатое взрослыми предложение, способен к обобщению.
Основной вопрос: почему? Появляется сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может
заниматься одним делом до 40 – 50 минут.
·
К
4,5 годам способен ставить цель и планировать её достижение. Задаёт вопрос:
зачем?
·
К
5 годам ребёнок умеет назвать свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес,
транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться конструктором, собрать игрушку по
схеме. Может нарисовать человека со всеми основными частями тела.
·
С
5,5 лет ребёнку доступны все виды обучения, он в принципе готов к обучению.
·
5-6
лет гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви,
нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к
родителям – критический возраст для формирования способности любить другого
человека |