Формирование вокальных
навыков у детей старшего дошкольного возраста в творческой эстрадной деятельности.
Актуальность и значение проблемы.
Каждый
родитель хочет видеть своего ребенка в будущем счастливым полноценным членом
общества, нашедшим свое место в жизни. Для этого человек должен быть
индивидуальностью, личностью.
Собственно
человеческое начало формируется в дошкольном возрасте. Но быть человеком – это
значит не только быть "таким как все”, владеть всем, чем владеют другие, но и
быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами. Один из
главных документов образовательной сферы "Конвенция ООН о правах ребенка” –
развитие индивидуальности ставит на видное место уже в дошкольном возрасте:
"Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности”.
Приобщение
к музыке – один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как
музыка сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к
окружающим явлениям.
Действительно,
музыка вызывает к жизни еще не осознанные мысли и чувства, веру в свои
внутренние силы, в свое призвание.
Н.А.Ветлугина
пишет: "Взаимосвязь музыкального воспитания и развития предполагает соотношение
объективной, социальной общественной музыкальной среды с субъективными
переживаниями ребенка, приобщенного к музыке…”
В
нашем обществе созданы предпосылки для всестороннего развития личности ребенка
средствами музыкального искусства.
В
процессе общения с музыкой от ребенка требуется подчинение интересам коллектива
– согласованность действий, воспитываются чувство дружбы и товарищества, такие
свойства личности как самообладание, выдержка, дисциплинированность,
развиваются отзывчивость и инициатива.
Совместное
пение охватывает детей переживаниями и требует от них единыхусилий.
В
нашем детском саду был создан вокальный кружок «Ляляки» для детей старшего
дошкольного возраста. В него вошли все желающие дошкольники.
Кружки в детском саду выполняют несколько функций:
-
образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или
развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие
умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
-
социально-адаптивную – занятия в кружках, студиях, секциях позволяют
воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия,
испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться социально одобряемыми
способами;
-коррекционно-развивающую
– учебно-воспитательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, секции, студии
позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности
каждого ребенка, а также подкорректировать некоторые отклонения в его развитии;
-
воспитательную – содержание и методика работы в кружках, секциях, студиях
оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности,
формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности,
коллективизма, патриотизма.
Новизна:
Формирование
вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста в творческой эстрадной
деятельности.
В
кружковую деятельность включены следующие разделы:
-
музыкальная копилка;
-образные
этюды для развития дыхания;
-
ритмодикломация,
-
музыкальные игры;
-
музицирование;
-
распевание;
-
пение с микрофоном (разучивание песен и закрепление навыков исполнения под
фонограмму).
Кружок
эстрадного пения «Ляляки»– ставит своей целью расширение творческих возможностей детей:
-
развитие голосовых данных;
-
приобретение вокальных навыков;
-
совершенствование музыкального слуха;
-
развитее чувства ритма
-
развитие памяти, внимания;
-
расширение музыкального кругозора;
-
элементарное музицирование.
Задачиформирования
певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста:
1. Эмоциональное
воздействие на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка. Пение – самый
массовый и доступный вид народного исполнительства. Нет таково уголка на земле,
где люди бы не пели песни о труде, природе, об окружающей жизни, о чувствах.
Пение сближает людей, служит средством познания, независимо от воли человека
заставляет его любить или ненавидеть.
2. Укрепление
организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и
голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной
гимнастики.
3. Певческая деятельность способствует
формированию правильной осанки.
4. Развитие
волевых качеств: воля, организованность и выдержка.
5. Развитие
музыкальных способностей ребенка:
музыкально – слуховые представления, ладовое и музыкально – ритмическое чувство.
Задачи певческой деятельности вытекают из общих
задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны:
1.
Развитие музыкальных способностей:
эмоциональную
отзывчивость на музыку;
ладовое
чувство;
музыкально
– слуховые представления;
чувство
ритма.
2.
Формирование основ певческой и
общественной культуры:
эстетические
эмоции;
интересы,
оценки;
вокально-певческие
умения и навыки.
3.
Способствование всестороннему духовному
и физическому развитию детей.
Эти
задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения
соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации
музыкальной деятельности. Поэтому мы учим детей петь именно для того, чтобы
достичь главной цели – развитие личности через развитие эмоциональной и
интеллектуальной сфер ребенка средствами музыкального искусства.
В
начале учебного года было проведено диагностическое обследование детей в старших
группах,где были отмечены результаты обследования по следующим параметрам:
"Восприятие
музыки” – эмоциональная отзывчивость при восприятии музыки, музыкально –
аналитическая деятельность (музыкальное мышление).
"Пение”
– чистота интонирования, координация между слухом и голосом, музыкальная
память.
"Чувство
ритма” – ритмичность, синхронность, координация движений.
"Музицирование
на детских музыкальных инструментах”.
"Музыкальное
творчество”.
"Музыкальный
слух” – звуковысотный и гармонический слух.
После
обследования детей были поставлены следующие задачи:
Учить
детей выразительному исполнению песни, без напряжения и крика, звонким, легким,
подвижным звуком, приучать петь напевно, не скандировать;
Правильно
брать дыхание перед началом пения (фиксированный вход), между музыкальными
фразами, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы;
Добиваться
отчетливости дикции;
Учить
правилам ансамблевого пения (научить детей слышать не только себя, но и рядом
поющего);
Петь
с сопровождением и а cappella;
Петь
коллективно и индивидуально;
Учиться
петь по руке и понимать дирижерский жест;
Различать
движение мелодии вверх и вниз;
Одновременно
начинать и заканчивать пение;
Соблюдать
динамические оттенки.
Для
решения этих задач используются следующие методы и приемы:
-
Наглядный;
-
Словесный;
-
Практический;
-
Игровой;
-
Подражания;
–
Выразительное чтение текста песни в процессе разучивания;
–
Коллективное проговаривание текста нараспев, негромко на высоком звучании, в
умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно и выразительно;
–
Коллективное произношение текста шепотом, на высоком звучании;
-
Последовательность.
Перспективы:
1.
Работать
над разнообразием форм, методов и приемов проведения занятий;
2.
Продолжать
работу в тесном контакте с другими специалистами;
3.
Продолжать
совершенствование программно – методического обеспечения и
предметно-развивающей среды;
4. Обеспечивать участие родителей в разных формах работы по музыкальному воспитанию детей;
5.
Участвовать
в конкурсах, фестивалях, концертах;
6.
Устанавливать
связи с другими певческими коллективами.
7.
Расширять
диапазон кружка, т.е. использовать элементы танца, театрализации, дикламации.