Работа
педагога-психолога ДОУ в период адаптации
Для наиболее благоприятного
протекания адаптации детей к ДОУ в детском саду ведется в этом направлении и
работа всех специалистов: воспитателей, помощников воспитателей,
педагога-психолога, медицинских работников и т.д.
Так, например, педагогом-психологом
МДОУ детский сад общеразвивающего вида №
2 «Колосок» Сачковой Н.В. было разработано методическое
пособие для детей раннего и младшего дошкольного возраста «Радость общения».
Это пособие утверждено и рекомендовано к работе на районном экспертном совете
по инновационной деятельности г. Шелехова Иркутской области 18.11.2009 г.
Работа с вновь прибывшими
детьми и их родителями по методическому
пособию «Радость общения» направлена на профилактику и практическое преодоление
«адаптационного синдрома» и строится по четырем основным направлениям (блокам),
которые находятся в тесной взаимосвязи друг с другом:
·
Подготовительная
работа;
·
Групповая
работа с детьми;
·
Совместная
работа с родителями и детьми;
·
Индивидуальная
работа с родителями.
1
блок - подготовительная работа - определение социального статуса
семьи, сбор информации о ребенке
(заполнение родителями карт развития ребенка, анкет), разъяснительная работа с
родителями (памятки, консультации, рекомендации), подготовка ребенка к плавному
переходу из семьи в ДОУ.
2
блок - групповая работа с детьми – проведение педагогом-психологом
адаптированных психопрофилактических занятий на основе авторского пособия
Роньжиной А.С. во время привыкания детей к ДОУ. Занятия проводятся в игровой
форме, что очень важно для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Игры
и упражнения способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению
импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных и
двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации
родительско-детских отношений. По возможности к проведению занятий (особенно в
первое время) привлекаются родители, что позволяет уменьшить воздействие
стрессирующих факторов. В присутствии родителей дети более охотно идут на
контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют
в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и
игрушками.
Частота проведения занятий – 2 раза в
неделю по 10-15 минут.
3
блок – совместная работа с детьми и родителями –
родительско-детский клуб «Радость общения». Цель работы клуба: помочь родителям
и детям легче и безболезненнее адаптироваться к детскому саду.
Во время встреч, родители и
дети, при организующей роли педагога-психолога, участвуют в совместных играх и
упражнениях, а так же родители получают необходимую консультационную информацию
по интересующим их вопросам. Основные задачи работы клуба заключаются в
следующем: преодоление симбиотической связи ребенка с матерью, способствование
развитию его самостоятельности и независимости; привлечение внимания малышей к
сверстникам и формирование умений ориентироваться на действия партнеров; налаживание
гуманных, доброжелательных отношений между детьми; знакомство детей и родителей
с развивающими играми и упражнениями, соответствующими возрасту;
способствование развитию познавательных процессов детей; обогащение жизни
малышей новыми впечатлениями и положительными эмоциями; подготовка детей к
поступлению в д/с.
Занятия клуба проходят 1 раз в
неделю по 15-30 минут, в удобное для родителей время. Продолжительность
курса занятий – по запросам родителей.
Все занятия проводятся с учетом
возрастных особенностей детей и строятся по принципу от простого к сложному.
Одно занятие можно проводить 2-3 раза для лучшего запоминания игр и упражнений.
Единая сюжетная линия каждого занятия и частота смены видов деятельности
обеспечивает эффективность восприятия и усвоения материала. В каждое занятие
входят следующие игровые виды деятельности:
1. Ритуал
приветствия
2. Расслабляющие
упражнения
3. Учебно-игровые
упражнения и игры
4. Игры с
правилами
5. Релаксация
6. Ритуал
прощания
4
блок – индивидуальная работа с родителями – просвещение родителей,
пополнение их запаса знаний о своем ребенке. В этот блок входят разнообразные
консультации по запросам родителей, индивидуальные беседы, мини-тренинги, релаксационные
упражнения, направленные на решение тех или иных проблем, возникающих у
родителей во время адаптационного периода.
Время проведения –
индивидуально или подгруппой по мере необходимости, в заранее оговоренный
промежуток времени или во время работы клуба «Радость общения».