ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
 
Вторник
19.03.2024
13:00>
Приветствую Вас Гость
RSS

 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Шелеховского района "Детский сад №
2 "Колосок"
РегистрацияВход
Консультации и рекомендации »
Меню сайта


Информационный вестник

Праздники сегодня

Информер праздники сегодня

Официальные сайты

Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54


Статистика


 Использование элементов кукольного театра в театрализованных развлечениях старших дошкольников.

Театрализованные игры детей имеют большое значение для гармоничного развития личности.

Для детей с тяжелыми нарушениями речи театрализованные игры позволяют улучшить развитие мелкой средней моторики, активизировать речь, повысить словарный запас, познакомиться с народным фольклором через игру.

Пальчиковый театр помогает при развитии мелкой и средней моторики. Настольный театр развивает пространственное воображение, помогает развивать чувство уверенности в своих действиях, улучшает и активизирует речь детей. Театр с масками -это более сложный вид театра. Если в настольном и пальчиковых театрах ребенок водит куклой, то, одев маску на себя, он становить сказочным персонажем, стараясь подрожать выбранному герою и голосом и действиями. Это способствует развитию воображения, мышления и координации движений. Очень помогают в работе по театрализованной деятельности этюды на развитие какой-нибудь отдельно взятой функции.

Например: Этюд на выразительность жеста: «на двери висит замок», (русская народная потешка)

На двери висит замок,

(дети сцепили руки в замок)

Кто его открыть бы мог?

(дети стараются разъединить сцепленные руки)

Повернули, покрутили...

(выполняют вращательные движения руками)

Постучали и открыли.

(стучат сцепленными руками по коленкам и разъединяют руки).

Этюд на выражение основных эмоций: «у пчелки хвори» (русская народная прибаутка)

У пчелки хвори,

У ласточки хвори.

Театрализованные развлечения – одна из форм организации художественной деятельности дошкольников в детском саду, цель которых – показать детям интересные зрелища, наполнить впечатлениями, доставить радость, дать им возможность проявить самостоятельность и творческую активность. Они позволяют решить целый ряд воспитательных задач, стоящих перед коллективом педагогов.

Кукольный театр никого не может оставить равнодушным, будь то малыш или взрослый. Кукла в руках родителей и педагогов – незаменимый помощник в деле воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста.Когда взрослый общается с ребенком с помощью игрушки, ребёнок  впитывает каждое слово, он верит «ожившей» игрушке и стремится сделать то, о чем она просит. Развлекая детей, кукла развивает в них творческие способности: артистичность, музыкальность, фантазию и чувство юмора.

Ребенок, вовлеченный в процесс прямого общения с театральной куклой, постигает основы актерского мастерства, драматизации, кукловождения, свои знания и опыт применяет в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.

Кукольный пальчиковый театр как средство развития творческой и речевой активности дошкольников.

Нужно понимать значение кукольного театра, как необыкновенного действенного средства в развитии творчества и речевой активности у дошкольников.

Прочитав методическую и популярную литературу о кукольном театре, и получив необходимые знания по изготовлению и управлению театральными куклами, можно приступать к работе.  

Интерес к кукольному театру есть всегда. И у нас в детском саду в каждой возрастной группе рганизованы уголки театрализованной деятельности, где есть складная ширма и набор кукол-петрушек или  актеры пальчикового театра. Воспитатели показывают малышам небольшие сценки, используют кукол для сюрпризных моментов на занятиях. Дети средней группы пытаются самостоятельно разыгрывать знакомые сказки.  В старших и подготовительных группах дети активно участвуют в кукольных представлениях, показывают инсценировки и спектакли младшим дошкольникам, родителям. В таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного единой целью.                                                                                                                         

Модель: Взаимодействие кукольного театра с другими видами искусства

Большую помощь в изготовлении атрибутов и декораций к кукольным спектаклям и инсценировкам воспитатели, родители.  

Дети с увлечением участвуют в спектаклях, сценках, где актёрами являются сами, кукольных спектаклях. Им нравятся куклы, и они с удовольствием играют, сочиняя небольшие истории и разыгрывая их самостоятельно.

 В совместной  творческой  деятельности, в общем спектакле  воспитатели и родители лучше узнают друг друга, своих детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми. 

Мы  привлекаем  родителей к активному участию в спектаклях, театрализованных праздниках и развлечениях, тематических вечерах в качестве  изготовителей декораций, костюмов и т.д. Разучивание текстов с детьми также можно поручить родителям ребенка.

Союз педагогов и родителей способствует  интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Музыкальное воспитание в нашем детском саду неограниченно рамками музыкальных занятий. В подгрупповой работе с детьми мы более углубленно занимаемся тем, что их влечет.  Занимаясь с детьми, у меня появилась возможность больше приобщать их к конкретному виду деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность. Для успешных занятий в этом направлении  я составила план-программу.  В планировании  отразила основные задачи в этом направлении:

- развитие творческих способностей детей;

- развитие воображения, умения импровизировать;

- развитие памяти, внимания, выражения основных эмоций;

- формирование выразительности жеста и речи, умения строить диалоги;

- прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке.

Начала работу по составлению картотеки театральных игр, скороговорок, загадок, этюдов и упражнений с учетом возраста детей и темой недели.

На подгрупповых занятиях  в качестве разминки, для театральных игр, инсценировок, этюдов и настольных мини-спектаклей (упражнений) я использую забавных «пальчиковых актеров».

Для того чтобы дети получали удовольствие от общения с  пальчиковыми куклами, обучаю их элементарным приёмам работы с пальчиковыми куклами. В этом нам помогают упражнения, театральные игры  и этюдный тренаж на театральной ширме, необходимые для формирования выразительности речи, умения строить диалоги. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, хорошенько рассмотреть, попытаться «оживить». Этюдный тренаж необходим для развития внимания, памяти, воображения, мышления, выразительности речи и жеста, выражения различных эмоций.                                                                                                                    

На занятиях я создаю ситуации, при которых ребенок находит фразы, слова для выражения эмоций, содержания определенной сцены, в которой действует его персонаж.

Умение сосредоточиться на игрушке, сценическом образе, приходит к ребенку не сразу. Этому предшествует систематическая работа. 

Работа над спектаклем ведется поэтапно:    

  • Чтение и разбор пьесы: мораль, главная мысль, характеристика героев и их поступков.
  • Распределение ролей между детьми и взрослыми.
  • Определение и запоминание места куклы на ширме, последовательности её действий.
  • Обыгрывание отдельных эпизодов близко к тексту.
  • Индивидуальное разучивание текстов с куклой на руке, соединяя слова с действиями куклы.
  • Общие репетиции всей пьесы.

Старшие дошкольники с увлечением участвуют в кукольных спектаклях, которые показывают детям. Куклы способны вызвать волнение у любого человека: будь то ребенок или взрослый. Дети охотно вступают в диалог с кукольными персонажами, искренне сочувствуют им, бурно выражают свои эмоции, реагируя  на проблемы сказочных героев, охотно подпевают куклам.

Кукольный театр для детей – это возможность радостного общения со сверстниками и взрослыми, реализации своих способностей и незабываемые впечатления. Именно поэтому в работе я так активно использую элементы кукольного пальчикового театра, который, по моему мнению, помогает детям раскрыть свои таланты,  активизировать речевую деятельностьпонять самих себя и окружающий мир, обогатиться положительными эмоциями, стать смелее, добрее, увереннее, умнее.

Литература:

1. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду.

2. Макарова Л.П., Рябчикова В.Г., Мосягина Н.Н. Театрализованные праздники для детей.

3.Доронова Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

4.Ярославцева И. Кукловедение для малышей: Основы кукловождения в детском саду.

5.Картушина М.Ю. Забавы для малышей.

6.Григорьева Т.С. Программа «Маленький актёр».

7.Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в театрализованной деятельности.

8. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей.

 

Пальчиковый театр для детей

 Чего только не отыщется в арсенале сегодняшних детей – кубики и всевозможные конструкторы, роботы и развивающие центры разных уровней сложности. Большинство родителей уже просто не знает, куда девать все прибывающие игры и игрушки. Но среди этого игрового многообразия очень редко находится место для крохотных фигурок - это сделанные из картона, ткани разной плотности или дерева куклы-актеры пальчикового театра . А ведь такая игрушка обладает множеством ценных качеств, которые не найдешь ни в каких новомодных шедеврах детской игровой индустрии. При этом играть в такой театр на пальцах могут и совсем малыши, и школьники, и их родители.

Пальчиковый театр для детей.

Обычно набор фигурок для кукольного театра состоит из небольшого количества куколок-героев, каждую можно одеть на свой пальчик. Обычно такие наборы объединяют персонажей из той или иной сказки, иногда объединение идет по тематическому принципу – набор фигурок животных, людей, разных предметов, их можно использовать в качестве декораций. Иногда к набору пальчикового театра прилагается готовая сцена.

В чём польза кукольного пальчикового театра?

Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок пальчикового театра обладает несомненной пользой для ребенка:

  • пальчиковый театр  развивает мелкую моторику рук (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков);
  • стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, малыш вырабатывает способность к концентрации внимания;
  • заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память;
  • театральные постановки развивают фантазию и воображение, особенно, если речь идёт о сценка-импровизациях;
  • обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;
  • в процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление (такие важные понятия как «лево» и «право», вниз и верх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме);
  • возможность самовыражения на сцене развивает артистические и творческие способности
  • выступая перед публикой, малыш приобретает уверенность в себе, становится более общительным.

А главное при помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций.

Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них. Задавая ребенку создать импровизацию на ту или иную педагогически-неоднозначную ситуацию, Вы сможете лучше понять своего малыша, мотивы и причины того или иного его поведения. Даем тему, например: «Маленький бельчонок не захотел слушаться маму и ускакал далеко в лес один». Задавайте малышу наводящие вопросы: Что случилось с бельчонком? Страшно ли ему стало в чаще, или он продолжил весело гулять? Кого он встретил по пути? Как он нашел дорогу к дому? При помощи инсценировок можно проиграть и важные изменения в жизни ребенка, такие как поход в детский сад, обретение новых друзей. По ходу постановки Вы сможете подсказать ребенку правильную модель поведения в разных ситуациях.

 Миниатюрные пальчиковые актеры станут незаменимыми помощниками в воспитании. Они помогут и отругать в случае необходимости, и разъяснить важные моменты. Ведь высказанная иносказательно мораль не вызывает отторжения и обиды на якобы несправедливую строгость родителей, зато со стороны гораздо лучше видно, какой зверь ведет себя нехорошо, неправильно.

Пальчиковый театр, помимо прочего,это еще и возможность пообщаться с ребенком вне привычной схемы ребенок-родитель, играя на равных вы станете ближе друг другу, а малыш сможет на какое-то время почувствовать себя самостоятельным и взрослым.

Как же театр сей раздобыть: то ли сделать, то ли купить?

Сейчас специальные готовые наборы для постановки пальчиковых спектаклей широко продаются через интернет и во многих детских магазинах развивающего характера. Можно выбрать отдельную куколку или готовый набор из дерева, бумаги или ниток, который объединяет всех персонажей известных с самого раннего детства сказок («Колобок», «Теремок» и др.). Иногда в такие наборы кладут также декорации и сцену.

Но пальчиковый театр  можно сделать и самому. Наиболее простой вариант: сделать кукол из плотного картона. Рисуем контур персонажа на картоне, вырезаем по контуру, к обратной стороне игрушки прикрепляем кольцо из бумаги или резинки. Можно подойти к процессу более масштабно и сделать фигурки актеров из папье-маше. Куклы для пальчикового театра можно также сшить: из плотной ткани вырезаем две половинки будущей куклы и сшиваем их, создавая тем самым своеобразный футляр на палец, черты лица игрушки обозначаем бусинками и вышивкой, пуговицами и усами и т.д. Лицо или мордочку персонажа можно также аккуратно нарисовать специальными краскамидля росписи по ткани.

Любители вязания могут связать героев: основная часть игрушки должна будет представлять кольцо, связанное столбиком без накида, более мелкие детали (уши, хвост,лапы) пришиваются или вышиваются на теле.

Актеров пальчикового театра можно вылепить из соленого теста (однако, следует сразу быть готовыми, что фигурки будут достаточно хрупкими) или сформировать персонажей из специальной массы пластики, которую можно без труда найти в отделах для детского творчества.

Сцену можно вырезать из картонной коробки с вырезанными окошками и дверцами или сколотить из тонких реечек, на картоне или ткани можно нарисовать деревья, дома, городской транспорт и т.п. 
Если Вы решили не останавливаться на готовом варианте, а сделать театр самостоятельно, обязательно привлеките к этому процессу ребенка, даже совсем крохе найдется задание по силам. В сделанный собственными руками театр будет приятнее 
играть и малышу и Вам.

Варианты игры с пальчиковым театром

В зависимости от возраста ребенка можно выбирать разные схемы игры с кукольным театром.

Полутора- и двухгодовалые крохи могут играть только одной рукой, советуем Вам выбирать при этом самые простые сюжеты, с минимумом героев. Трехлетнему ребенку уже можно попробовать играть двумя руками и несколько усложнить сюжеты постановок. Через год Ваш малыш уже сможет самостоятельно, без подсказок разыграть несколько идущих одна за другой сцен.

Для того, чтобы можно было свободно разыгрывать самые разнообразные сюжеты, неплохо иметь набор хотя бы из 10-15 пальчиковых кукол. Этот комплект обязательно должен включать в себя разных членов семьи (папа, мама, бабушка, дедушка, малыши), а также фигурки различных лесных животных-героев русских народных сказок (лиса, волк, медведь, заяц и т.п.).

Когда Вы только принесете или сделаете кукол пальчикового театра , дайте малышу время для того, чтобы, как следует их рассмотреть и пощупать. Затем по очереди одевайте персонажей себе на палец и знакомьте их с малышом, пускай актеры вступят в несложную беседу с ребенком, поклонятся ему, расспросят его об известных ему сказочных сюжетах с этим героем.

 После этого этапа настал момент, когда малышу можно предложить самому надеть понравившуюся фигурку на палец. Теперь наденьте вторую фигурку сами и разыграйте небольшую сценку. Например: «Привет, лисичка, как тебя зовут? А откуда это ты бежишь? а я - сорока-белобока, хочешь, я покажу тебе, как я летаю» и т.п.

После этих небольших репетиций можно браться за постановку сказки. Для начала лучше выбрать произведение, которое ребенок очень хорошо знает и любит читать или слушать. Это могут быть «Теремок» и «Репка», «Курочка Ряба» и «Маша и медведь».

Перечитайте сказку еще раз, обратив внимание на иллюстрации и детали, затем проговорите с малышом, какие характеры у разных персонажей этой сказки и каковы основные повороты сюжета. После этого пришло время первого выхода на сцену. Надеваем на палец фигурку с нужным персонажем, а остальные сжимаем в кулачок. Если в сценке участвует сразу два персонажа, удобнее показывать их взаимодействие двумя руками.

Первые представления будьте готовы показывать сами. Затем можно поручить малышу одного из героев, можно для начала второстепенного.

По мере приобретения опыта сценической игры сказки усложняем, вводим большее количество персонажей, декорации делаем более детализованными и реалистично выглядящими. От русских народных сказок движемся к волшебным сказкам, а также к инсценировке стихотворных произведений, состоящих из нескольких действий.

Если ребенку игры с пальчиковыми актерами приносят радость и удовольствие, попробуйте мыслить шире и инсценировать все литературные произведения, которые вы читаете. Проявите фантазию в изготовлении декораций. Но даже в дорожных условиях, с минимумом реквизита игра не будет терять своего очарования, ведь норкой мышки может запросто стать кулак, а рукав или карман куртки вполне похожи на сказочный теремок.

Не стоит считать, что если Вы собрались устраивать театр, то обязательно нужно следовать заранее написанному сценарию. Импровизация не менее, а, возможно, и более интересная форма. Особенно полезно поиграть в импровизации со старшими дошкольниками, детские идеи, с одной стороны, смогут привнести в сказку новые интересные повороты событий, а с другой – помогут родителям разобраться, как ощущает себя, что думает и чувствует их ребенок. Ибо в порыве свободного творчества он обязательно отразит в своем замысле и свои радости и увлечения, и свои беды и расстройства.

Если Вам хочется провести много увлекательных семейных вечеров, то не раздумывайте, сделайте или просто отыщите в магазине набор игрушек для пальчикового театра, и Вы не пожалеете.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

"КОЛОСОК" в ВКонтакте

"КОЛОСОК" в Одноклассниках

Опросы

ГТО - путь к здоровью

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Поиск по сайту
Календарь

Образовательные организации


Политика конфиденциальности  Пользовательское соглашение

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz