Версия для слабовидящих
 
Четверг
01.10.2020
07:20>
Приветствую Вас Гость
RSS

 

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Шелеховского района "Детский сад №
2 "Колосок"
РегистрацияВход
Педагогам »
Меню сайта


Информационный вестник

Праздники сегодня

Информер праздники сегодня

Официальные сайты

Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 42


Статистика


Консультация для воспитателей  ДОУ

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуля­ционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка.

Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-об­разный характер, большинство артикуляционных упражнений свя­зано с определенными игровыми образами.

Целенаправленные артикуляционные движения в начале лого­педической работы детям еще недоступны, поэтому очень важно найти возможность опоры на непроизвольные движения. Упраж­нения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают не­гативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.

Игровые задания, в которых детям предлагается изобразить, как обезьянка вытягивает губы, прячет за щеку банан, смеется, произнося звукосочетание ихи-хи-хщ как птенчики просят пищу; как сердится бульдог, оскаливая зубы, и другие, помогают преодо­леть страх неуспеха и негативизма при выполнении артикуляци­онных упражнений.

Для индивидуальной работы с ребенком логопед подбирает ар­тикуляционные упражнения с учетом формы дизартрии и кон­кретно нарушенного звука. В начале занятий с ребенком, т. е. в подготовительный период работы над звуком, используются са­мые простые упражнения, развивающие подвижность артикуля­ционных мышц. Постепенно они заменяются упражнениями, ко­торые являются базой для постановки того или иного звука, т. е. отрабатываются четкие артикуляционные уклады, затем вводятся задания на переключаемость движений, а далее включаются уп­ражнения, направленные на формирование согласованной работы органов артикуляционного аппарата (губ и языка).

Каждый комплекс артикуляционной гимнастики, входящий в то или иное занятие, включает в себя несколько обязательных заданий:

• мимические упражнения;

• упражнения для губ;

• упражнения для языка;

• упражнения для выработки воздушной струи

• фонетическая зарядка на развитие переключаемости мышц органов артикуляции,

Надо отметить, что выработка некоторых артикуляционных по­зиций требует длительной и систематической работы. Отдельные упражнения ребенок может освоить за несколько занятий, другие занимают от одного до нескольких месяцев, например укладыва­ние языка на дно ротовой полости «дорожкой», упражнение «ча­шечка», установка языка за нижними зубами (уклад для звука [с]), подъем языка к альвеолам. Выработка определенного артикуляци­онного уклада порой требует сотни повторений и не следует ду­мать, что предложенные комплексы упражнений будут усвоены детьми за одно занятие. Нецелесообразно работать только над оп­ределенными упражнениями до тех пор, пока они не будут окон­чательно сформированы у ребенка. Новые артикуляционные уп­ражнения включаются наряду с уже применяемыми, меняются лишь их названия, вводятся игровые образы.

Дети быстро утомляются, поэтому одному и тому же упражне­нию даются разные названия. Например, положение острого язы­ка, называемое в логопедической литературе «иголочка» или «жало», сравнивается с морковкой, концами ножниц, верхушкой елки, ракетой, шпагой, острым карандашом и др. В ходе работы над темами «Домашние птицы», «Зимующие и перелетные птицы» это положение преподносится как клюв петуха, дятла, аиста, журавля, цапли или других птиц. При изучении темы «Животные» детям предлагается показать, какие острые ушки у лисы, иголки у ежика и др.

Для некоторых детей даже широкое открывание рта и удержи­вание его в таком положении трудное задание, которое требует многократных повторений. Это упражнение можно назвать по-разному: «Рыбка открывает рот и ловит корм», «Крокодил широко открыл рот», «Бегемот разинул рот, булки просит бегемот» (С. Маршак), «Язычок отдыхает на диване», «Поздороваемся с ма­леньким язычком» и т. д.

Работу по развитию речевой моторики целесообразно начать с произношения гласных звуков, так как на их основе формируются артикуляционные позиции для некоторых согласных звуков, кро­ме того, они способствуют выработке речевого дыхания и разви­тию голосовых возможностей ребенка.

Использование в качестве опоры гласных и согласных звуков, основанных на непроизвольных движениях, достигается в игро­вых ситуациях: «На приеме у доктора Айболита» (покажем Ай­болиту горлышко и скажем: «А-а-а-а»), «Плачет малыш» (а-а-а-а-а), «Хочется спать» (зевание), «Малыш просит у мамы кушать» (про­износится ам — рот широко открыт), «Малыш кашляет», «Бельчо­нок потерялся» (Мама-белочка зовет бельчонка: «Ау!» Не слышит бельчонок. Давайте и мы позовем бельчонка: «А-о-у!» А вот и Мишка топает. Он предлагает свою помощь. Произносятся глас­ные звуки в разных вариациях со сменой силы и высоты голоса). Одновременно с гласными звуками используются и сохранные согласные звуки раннего генезиса ([м], [н], [п], [б], [к], [г], [в], [ф]). Далее используются звуки [и], [т], звукосочетания па, йо, пу, йэ; звукоподражания: «Ослик кричит: на, на», «Веселые дети сме­ются: «л-л-л», «Разговор зверят: ти-ти-ти, тя-тя-тя, те-те-те», игра «Я —- не я». Например, логопед говорит: «Я люблю чи­тать книжки. Я люблю рвать книжки». В ответ дети произносят «И я» или «Не я».

«Песенки» птиц, «разговоры» зверей и игрушек, в которых дети произносят звуки [и], [и], [т], служат базой для формирования арти­куляционной позиции звука [с]: кончик языка опущен и лежит за нижними зубами, посередине языка проходит узкая щель.

Упражнения, которые имеют условные названия, связаны с оп­ределенным игровым образом и требуют перевоплощения, вызы­вают у детей интерес, препятствуют утомлению и способствуют воспитанию устойчивости внимания.

Движения языка слева направо («маятник») можно предста­вить следующим образом: «лиса заметает следы хвостом», «соба­ка виляет хвостом», «рыбка плывет и шевелит хвостиком», «дверь или форточка открывается и закрывается», «волны бьются о бе­рег», «качаются ветви деревьев» и др.

Для формирования артикуляционных позиций — широкая и узкая «трубочка» — используются игровые задания «Покажи, ка­кие бублики, баранки испекли для мишки или обезьянки» и «По­кажи, какие предметы бывают круглыми —- колесо, пуговица, об­руч, руль, круглый нос Пятачка или свинки» и др.

Упражнение «Грибок» тоже можно разнообразить. Грибочки — подосиновики, сыроежки, моховики, маслята и др. — собираются Для белочки и бельчонка и «развешиваются» на сучки. В другом случае грибы собираются для мамы, для бабушки или для грибно­го супа. Упражнение «Надувание обеих щек» преподносится по-равно­му: «сердитый индюк», «хомячок», «овощи-толстячки», «толсто­щекий малыш», «толстомордый медвежонок», «колобок», «спря­чем яблоки за щечки», «щечки-мячики» и др.

С большим интересом воспринимается детьми игровая ситуа­ция, связанная с темой «Транспорт». В ней используются следу­ющие игровые упражнения: «машина въезжает в туннель» (тубы вытянуты, рот приоткрыт), «машина едет по ровной дороге» (ук­ладывание широкого языка на нижнюю губу), «горочка», «маши­на съезжает с горочки» (кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка языка приподнята), «повернуть направо, затем налево» (движения языка влево-вправо), «машина подъехала к высокой горе» (кончик языка приподнят к верхним зубам), «машина объ­езжает гору» (круговые движения языка под верхней и нижней тубами), «машина подъехала к яме» (язычок «чашечкой»), «за­глох мотор» (произношение звука т-т-т-т-т), «заведем мотор» (произнесение звука д-д-д-д и звукосочетаний дж-дж-дж-дж), «прокололась камера» (произношение звука ш-ш-ш-ш-ш), «закле­им камеру» (круговые движения  языка по верхней  и  нижней губе), «накачаем насосом камеру» (произносится звук с-с-с-с-с-с). Не менее интересен для детей сюжет «Птенчики и мама-пти­ца». Дети вытягивают губы вперед узкой трубочкой, показывая, какое маленькое яйцо снесла сойка. Ворона снесла большое яйцо (вытягивают тубы широкой трубочкой). Птенчик пробивает клю­вом скорлупу (стучат языком по бугоркам, произнося звуки т-т-т-т-т,   д-д-д-д-д).   Птенчики  широко  открывают  рты-клювики (просят пищу), делают языки «чашечкой» (приготовились полу­чить пищу) и др. После этого учатся петь (используются простые звукосочетания — подражание пению разных птиц).

Любую пластмассовую коробочку можно превратить в соко­выжималку. Поставив в коробочку картинку с изображением фруктов или ягод, ребенок нажимает на «кнопку», произнося зву­ки т-т-т-т, джжжжжж. Предложив ре­бенку сделать язык «чашечкой», логопед имитирует действие наливает в нее сок. Эта игровая ситуация способствует отработке язычно-альвеолярной схемы (удерживанию языка у альвеолярно­го отростка) и помогает детям практически использовать в речи относительные прилагательные (яблочный, сливовый, виноградный).  В «чашечку» «наливается» чай, морс, компот, кофе, «Фан­та», какао и другие напитки, употребление этих слов-названий способствует развитию пассивного словаря. Вместо слова чашеч­ка можно использовать слово плошки. В «плошку» наливаем мо­локо для котенка, суп для щенка. Та же позиция языка может но­сить названия «ковш экскаватора», «лепесток розы», «цветок кувшинки», «вагончик на рельсах». Упражнение «чашечка» мно­гократно обыгрывается в различных ситуациях. Например, на первых занятиях дети «лепят чашечку из глины», Глиняная ча­шечка неглубокая, с утолщенными краями, что характерно для положения языка на первом этапе работы над этим упражнением. Затем можно «лепить фаянсовую и фарфоровую чашечку», у та­ких чашек края тонкие.

Артикуляционную гимнастику можно сочетать с развитием мелкой и общей моторики, голоса, дыхания и других нарушенных функций. Все задания объединяются единой темой. На примере двух занятий показан принцип их построения.

Артикуляционная гимнастика в группах детей с тяжелыми на­рушениями речи проводится логопедом и воспитателями.

Что важно учесть, работая с детьми над развитием артикуляционной моторики?

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, что­бы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными. Непосредственная работа над раз­витием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут, а все занятие — 10—12 минут.

Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если ребенок выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показан­ный взрослым.

Выполнять упражнения ребенок должен поэтапно: улыбнуть­ся, показать зубы, приоткрыть рот; поднять кончик языка за верх­ние зубы, прикоснуться кончиком языка к бугоркам, произнести звук т-т-т-т-т-т. Сделать губами широкую «трубочку», приот­крыть рот, превратить язычок в «чашечку», пустить теплую воздушную струйку на ладошку,

Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения, Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка и отработать с ним данное движение.

Выполнение артикуляционных упражнений       очень трудная работа для ребенка.  Чтобы предупредить утомляемость детей, следует использовать разнообразные игровые приемы. Дети лю­бят исполнять роль воспитателя или логопеда. Для роли «учени­цы» подходит любимая игрушка ребенка. Это может быть кукла или игрушечная обезьянка, В роли учителя дети выполняют арти­куляционные упражнения, произносят звуки и слоги, повторяют слова и чистоговорки. А это значит, что играя, малыши совершен­ствуют речевую   моторику   и  овладевают   голосовыми   модуля­циями.

Нельзя укорять ребенка при неудачах.  Только похвала и поощ­рение придадут ребенку уверенность в своих силах и помогут бы­стрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овла­деть правильным произношением звуков речи.

Поиск по сайту
Календарь

Образовательные организации


Политика конфиденциальности  Пользовательское соглашение

Copyright MyCorp © 2020
Сделать бесплатный сайт с uCoz