Версия для слабовидящих
 
Четверг
01.10.2020
08:13>
Приветствую Вас Гость
RSS

 

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Шелеховского района "Детский сад №
2 "Колосок"
РегистрацияВход
Применение современных логопедических технологий в обучении дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи »
Меню сайта


Информационный вестник

Праздники сегодня

Информер праздники сегодня

Официальные сайты

Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 42


Статистика


2014г. - публикация «Применение  современных  логопедических технологий в обучении дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» в сборнике материалов II Международной  научно-практической конференции «Современное образование: проблемы и тенденции развития» Чебоксары: Образовательный центр «INCEPTUM» (свидетельство участника).

 

Миронова  Ольга  Анатольевна,

 учитель – логопед,

МКДОУ «Детский сад №2»

город  Шелехов  Иркутская  область

 

Применение современных логопедических технологий в обучении дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Аннотация.  В статье  рассматривается система использования кинезиологии как современной логопедической технологии в  работе с детьми дошкольного возраста  с тяжелыми речевыми нарушениями.

Ключевые слова: кинезиотерапия, кинезиология,  кинезиологические  упражнения, межполушарное взаимодействие.

Цель работы: представление опыта работы по использованию кинезиотерапии в обучении дошкольников с различными речевыми нарушениями.

Большинству детей с различными нарушениями речи  свойственны: нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой сферы, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация. Наличие этих проблем  значительно «тормозит» процесс коррекции речи детей. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Следовательно, коррекционная  работа должна быть направлена от движения к мышлению, к речи, а не наоборот.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Всех людей по соотношению активности полушарий можно условно разделить на три типа: право-, лево-  и равнополушарные. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Его можно развивать с помощью кинезиологических упражнений - комплекса движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Одной из наиболее эффективных технологий развития межполушарного взаимодействия является кинезиотерапия.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Я работаю в группе компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи  МКДОУ  №2 «Колосок»  уже 3 года. В циклограмму  моего рабочего времени включена утренняя гимнастика с элементами кинезиологии, которая проводится 2 раза в неделю.  Продолжительность комплекса такой гимнастики   зависит от возраста дошкольников и может составлять от 10 до 15 минут.
 На каждую возрастную группу разработаны комплексы специальной утренней гимнастики,  которая проводится учителем-логопедом  совместно с музыкальным руководителем и воспитателями группы на основе программы Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое развитие и коррекция детей с синдромом  дефицита внимания и гиперактивностью».

Цель утренней гимнастики с элементами кинезиологии – коррекция и развитие высших психических функций и интеллекта дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Опыт работы специалистов нашего ДОУ показал, что системное проведение подобных упражнений позволяет:

- выработать правильное речевое дыхание, что способствует улучшению       концентрации внимания;

- выработать чувство ритма и темпа;

-  формировать умение изменять высоту, силу  голоса;

- повысить речевую активность;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- стабилизировать общий тонус организма;

- оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.  

Структура комплекса утренней гимнастики с элементами  кинезиологии (рекомендации  Сиротюк А.Л.) :

-  вводная часть, телесные упражнения - 1-2 мин (активизируют работу обоих полушарий, подготавливают к усвоению знаний);

-  растяжка - 2 минуты (нормализует  гипертонус  и  гипотонус);

- дыхательные упражнения-1-2 минуты (улучшают ритмы, успокаивают, снимают стресс, развивают самоконтроль) ;

-  глазодвигательные упражнения - 1-2 минуты (позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие);

-  упражнения для развития мелкой моторики рук - 3-4 минуты;

-  функциональные упражнения (развитие внимания, самоконтроля);

- коммуникативные и ког­нитивные упражнения, снятие  гнева и агрессии - 3-4 минуты (развитие навыков общения);

- релаксация-2 минуты (способствует расслаблению, снятию напряжения). 

Приведем пример комплекса, который используется в средней группе компенсирующей  направленности (III неделя марта).

1.Вводная часть.  Упр. «Стоп-упражнение»

Цель - развитие концентрации внимания, слухового восприятия, двигательного контроля.

Дети свободно передвигаются по залу под музыку. По условному сигналу они должны замереть  и держать позу, пока не будет предложено продолжить.

  1. Телесные упражнения «Яйцо»

Цель – активизация  работы стволовых структур мозга.

Ребенок садится на пол, подтягивает колени к животу, обхватывает их руками, голову прячет в колени. Раскачиваясь из стороны в сторону, старается  расслабиться.

  1. Растяжка  «Струночка»

Цель - активизация работы стволовых структур мозга, улучшение работы позвоночных дисков.

И.п. – лежа на спине. Ребенку предлагается представить себя сильно натянутой струночкой и растягивать тело, потягиваясь одновременно сначала двумя руками, затем двумя ногами. Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. Упражнение повторяется лежа на животе.

4.            Самомассаж  «Мытье головы»

Цель – развитие навыков самоощущения, ориентации в схеме собственного тела, улучшение кровообращения.

Слегка расставить пальцы рук и немного согнуть их в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: от лба к макушке; от лба до затылка; от ушей к шее.

5. Пальчиковая гимнастика  «Пальчики здороваются»

Цель – развитие мелкой моторики, целенаправленности и точности движений.

И.п. – сидя. Пальцами правой руки по очереди "здороваются" с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками. На последнюю строчку – крепко сжимают ладони - «рукопожатие», меняя их местами.

Здравствуй, солнце золотое!    Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!   Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю - я вас всех приветствую!

6.Дыхательное упражнение, «Надуваем шарик»

Цель - развитие произвольности и самоконтроля, диафрагмального дыхания.

И.п. – сидя на полу. Одна рука ребенка лежит на груди, другая на животе. Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос, следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка выдавалась вперед; при этом диафрагма уплощается, увеличивается объем легких, грудная клетка расширяется. «Шарик лопнул» - выдыхаем через рот, при этом передняя брюшная стенка опускается.

7.Релаксация  «Снеговик»

Цель – оптимизация тонуса мышц, развитие навыков общего расслабления по контрасту с напряжением, развитие самоощущения, самоконтроля.

И.п. — стоя. Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко опускается  на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

Опыт работы специалистов МКДОУ  №2 «Колосок»  позволяет  говорить о том, что под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Использование в коррекционной работе утренней гимнастики с элементами кинезиологии в системе помогает развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность,  память и внимание, облегчить процесс чтения и письма, развивать творческие способности ребенка. Тем самым, через такую работу  можно помочь дошкольнику не только благополучно и гармонично развиваться, но и более качественно подготовиться к школе.

Список  литературы:

1.        Бабушкина  Р.Л., Грасюк И.В., Кислякова О.М. Логоритмика - занятие или игра? Программа коррекционно-развивающих занятий по логопедической ритмике для детей 3-7 лет с общим недоразвитием речи .- СПб.: ПИТЕР,  2000.-64 с.

2.        Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.-64 с.

  1. Сиротюк  А.Л. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.- М.: ТЦ Сфера, 2002 г. -128 с.
  2. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010. - 60 с.

 

Поиск по сайту
Календарь

Образовательные организации


Политика конфиденциальности  Пользовательское соглашение

Copyright MyCorp © 2020
Сделать бесплатный сайт с uCoz