2014г. - публикация «Применение современных логопедических технологий в обучении дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» в сборнике материалов II Международной научно-практической конференции «Современное образование: проблемы и тенденции развития» Чебоксары: Образовательный центр «INCEPTUM» (свидетельство участника).
Миронова Ольга Анатольевна,
учитель – логопед,
МКДОУ «Детский сад №2»
город Шелехов Иркутская область
Применение современных логопедических технологий в обучении дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
Аннотация. В статье рассматривается система использования кинезиологии как современной логопедической технологии в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями.
Ключевые слова: кинезиотерапия, кинезиология, кинезиологические упражнения, межполушарное взаимодействие.
Цель работы: представление опыта работы по использованию кинезиотерапии в обучении дошкольников с различными речевыми нарушениями.
Большинству детей с различными нарушениями речи свойственны: нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой сферы, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация. Наличие этих проблем значительно «тормозит» процесс коррекции речи детей. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Следовательно, коррекционная работа должна быть направлена от движения к мышлению, к речи, а не наоборот.
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Всех людей по соотношению активности полушарий можно условно разделить на три типа: право-, лево- и равнополушарные. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Его можно развивать с помощью кинезиологических упражнений - комплекса движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Одной из наиболее эффективных технологий развития межполушарного взаимодействия является кинезиотерапия.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МКДОУ №2 «Колосок» уже 3 года. В циклограмму моего рабочего времени включена утренняя гимнастика с элементами кинезиологии, которая проводится 2 раза в неделю. Продолжительность комплекса такой гимнастики зависит от возраста дошкольников и может составлять от 10 до 15 минут.
На каждую возрастную группу разработаны комплексы специальной утренней гимнастики, которая проводится учителем-логопедом совместно с музыкальным руководителем и воспитателями группы на основе программы Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое развитие и коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью».
Цель утренней гимнастики с элементами кинезиологии – коррекция и развитие высших психических функций и интеллекта дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Опыт работы специалистов нашего ДОУ показал, что системное проведение подобных упражнений позволяет:
- выработать правильное речевое дыхание, что способствует улучшению концентрации внимания;
- выработать чувство ритма и темпа;
- формировать умение изменять высоту, силу голоса;
- повысить речевую активность;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- стабилизировать общий тонус организма;
- оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.
Структура комплекса утренней гимнастики с элементами кинезиологии (рекомендации Сиротюк А.Л.) :
- вводная часть, телесные упражнения - 1-2 мин (активизируют работу обоих полушарий, подготавливают к усвоению знаний);
- растяжка - 2 минуты (нормализует гипертонус и гипотонус);
- дыхательные упражнения-1-2 минуты (улучшают ритмы, успокаивают, снимают стресс, развивают самоконтроль) ;
- глазодвигательные упражнения - 1-2 минуты (позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие);
- упражнения для развития мелкой моторики рук - 3-4 минуты;
- функциональные упражнения (развитие внимания, самоконтроля);
- коммуникативные и когнитивные упражнения, снятие гнева и агрессии - 3-4 минуты (развитие навыков общения);
- релаксация-2 минуты (способствует расслаблению, снятию напряжения).
Приведем пример комплекса, который используется в средней группе компенсирующей направленности (I – II неделя марта).
1.Вводная часть. Упр. «Стоп-упражнение»
Цель - развитие концентрации внимания, слухового восприятия, двигательного контроля.
Дети свободно передвигаются по залу под музыку. По условному сигналу они должны замереть и держать позу, пока не будет предложено продолжить.
- Телесные упражнения «Яйцо»
Цель – активизация работы стволовых структур мозга.
Ребенок садится на пол, подтягивает колени к животу, обхватывает их руками, голову прячет в колени. Раскачиваясь из стороны в сторону, старается расслабиться.
- Растяжка «Струночка»
Цель - активизация работы стволовых структур мозга, улучшение работы позвоночных дисков.
И.п. – лежа на спине. Ребенку предлагается представить себя сильно натянутой струночкой и растягивать тело, потягиваясь одновременно сначала двумя руками, затем двумя ногами. Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. Упражнение повторяется лежа на животе.
4. Самомассаж «Мытье головы»
Цель – развитие навыков самоощущения, ориентации в схеме собственного тела, улучшение кровообращения.
Слегка расставить пальцы рук и немного согнуть их в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: от лба к макушке; от лба до затылка; от ушей к шее.
5. Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»
Цель – развитие мелкой моторики, целенаправленности и точности движений.
И.п. – сидя. Пальцами правой руки по очереди "здороваются" с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками. На последнюю строчку – крепко сжимают ладони - «рукопожатие», меняя их местами.
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю - я вас всех приветствую!
6.Дыхательное упражнение, «Надуваем шарик»
Цель - развитие произвольности и самоконтроля, диафрагмального дыхания.
И.п. – сидя на полу. Одна рука ребенка лежит на груди, другая на животе. Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос, следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка выдавалась вперед; при этом диафрагма уплощается, увеличивается объем легких, грудная клетка расширяется. «Шарик лопнул» - выдыхаем через рот, при этом передняя брюшная стенка опускается.
7.Релаксация «Снеговик»
Цель – оптимизация тонуса мышц, развитие навыков общего расслабления по контрасту с напряжением, развитие самоощущения, самоконтроля.
И.п. — стоя. Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко опускается на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
Опыт работы специалистов МКДОУ №2 «Колосок» позволяет говорить о том, что под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Использование в коррекционной работе утренней гимнастики с элементами кинезиологии в системе помогает развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, память и внимание, облегчить процесс чтения и письма, развивать творческие способности ребенка. Тем самым, через такую работу можно помочь дошкольнику не только благополучно и гармонично развиваться, но и более качественно подготовиться к школе.
Список литературы:
1. Бабушкина Р.Л., Грасюк И.В., Кислякова О.М. Логоритмика - занятие или игра? Программа коррекционно-развивающих занятий по логопедической ритмике для детей 3-7 лет с общим недоразвитием речи .- СПб.: ПИТЕР, 2000.-64 с.
2. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.-64 с.
- Сиротюк А.Л. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.- М.: ТЦ Сфера, 2002 г. -128 с.
- Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010. - 60 с.