Управление
образования молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского
муниципального района
Программа логопедической работы
по преодолению
фонетико-фонематического
недоразвития речи у детей
Авторская педагогическая
разработка адаптационного типа
Составители:
Куркова Л.П.,
Нарцева Т.С.,
Панова И.Н.,
Улитенко Е.В.,
г.
Шелехов
Рецензенты:
Бардединов Х.К., кандидат психологических наук, доцент
кафедры КРО ИИПКРО
Баширова Т.Б., кандидат педагогических наук, доцент кафедры КРО ИИПКРО
Составители:
учитель-логопед
высшей квалификационной категории Куркова Л.П., МДОУ № 17,
учитель-логопед
высшей квалификационной категории Нарцева Т.С., МДОУ № 2,
учитель-логопед
высшей квалификационной категории Панова И.Н., МДОУ № 15,
учитель-логопед
высшей квалификационной категории; заместитель заведующего по
воспитательной и методической работе
Улитенко Е.В., МДОУ № 19.
Методическое пособие
Пособие представляет
адаптированный вариант «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического
недоразвития у детей» (Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева).
В методическом пособии представлен опыт учителей-логопедов
города Шелехова по организации
коррекционно-образовательного процесса
дошкольных образовательных учреждений с
логопунктом.
Пособие адресовано учителям-логопедам, воспитателям
дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего или комбинированного
вида с логопунктом, работающих по программе «Детство», программе обучения и воспитания под редакцией
Васильевой М.А., «Радуга», а также может быть полезно студентам
дефектологического факультета по специальности «Логопедия».
Содержание:
I.
Пояснительная записка……………………………………………стр. 4 – 6
II. Условия реализации
программы…………………………………стр. 7- 16
2.1. Характеристика речи детей с ФФН
2.2. Обучение детей на логопедических занятиях
2.3. Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя
2.4. Работа с родителями
2.5. Комплексный подход всех участников
коррекционно-образовательного процесса при организации полноценной речевой
среды ДОУ
III. Планирование работы……………………………………………стр.
17-31
3.1. Коррекционная работа учителя-логопеда – старшая группа
3.2. Коррекционная работа воспитателя – старшая группа
3.3. Коррекционная работа учителя-логопеда –
подготовительная группа
3.4. Коррекционная работа воспитателя – подготовительная
группа
IV.
Приложения…………………………………………………….стр. 32-48
4.1. Для учителя-логопеда
4.1.1. Алгоритм организации коррекционно-педагогической
работы на логопункте ДОУ
4.1.2. О постановке звуков
4.2. Для воспитателя
4.2.1. О развитии тонких движений пальцев рук
4.2.2. Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики
V.
Литература………………………………………………………стр.49
Актуальность
Анализ реальной ситуации, сложившейся в
настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста
показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии,
неуклонно растет. Основная причина — недостаточное развитие процессов
звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ
базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях
о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою
очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия,
который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации
на слух.
Предпосылки для успешного обучения письму и
чтению формируются в дошкольном возрасте.
Как показывают исследования речевой деятельности
детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т.
Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), а также
огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по
коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить
речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения
элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно
ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет
вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной
интеграции дошкольников с ФФН в среду нормально развивающихся сверстников.
Трудности, с которыми сталкиваются
учителя-логопеды при организации коррекционно-образовательного процесса в
условиях дошкольного логопедического пункта связаны прежде всего с отсутствием
программно - методического обеспечения работы. Существующая в настоящее
время «Программа логопедической работы по преодолению
фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной
предназначена для дошкольников старшего возраста групп компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи. Реализовать в полном объеме данную
программу в условиях логопедического пункта не представляется возможным в связи
с тем, что учебный план дошкольного
учреждения общеразвивающего вида значительно отличается от учебного плана учреждений, имеющих группы компенсирующей
направленности. Специфика работы
учителя-логопеда на логопедическом пункте отличается от работы в группе
компенсирующей направленности тем, что в группе состав детей не меняется в
течение года. В группе находятся дети одного возраста с одинаковым речевым
заключением, предельная наполняемость не более 12 детей. На логопункт дети
поступают и выбывают в течение всего учебного года, при этом одновременно у
специалиста на одну ставку занимаются 20-25 детей и более разного возраста, с
различными речевыми заключениями. Необходимо принять во внимание и то
обстоятельство, что учитель-логопед сопровождает всех детей дошкольного учреждения, начиная с раннего
возраста.
При составлении адаптированной программы мы
учитывали тот факт, что жестко регламентировать работу учителя – логопеда в
условиях логопедического пункта нецелесообразно, так как жесткая регламентация
приведет к формальности в работе, не позволит в полной мере учитывать структуру
речевого дефекта и психофизические особенности каждого ребенка. Количество
занятий в условиях логопедического пункта диктуется учебным планом дошкольного
учреждения и нормами СанПиН и составляет не более двух в неделю на одного
ребенка, без учёта речевого заключения, возраста ребенка и др.,
так как коррекционные занятия должны сочетаться с основной реализуемой
комплексной общеобразовательной программой учреждения.
Особенности реализации
программы в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения
общеразвивающего и комбинированного вида
В содержании логопедической программы учтены
общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного
возраста, новые вариативные формы организации коррекции отклонений речевого
развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного
и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой
патологии.
Данная
программа направлена на устранение фонетического дефекта (ФД), фонематического
недоразвития (ФН), фонетико-фонематического недоразвития (ФФН).
В программе раскрыты вариативные возможности
для формирования коммуникативных способностей, речевого и общего психического
развития ребенка дошкольного возраста, что, в свою очередь, будет способствовать
его успешной социализации. Представлены итоговые показатели продвижения в
речевом развитии детей в каждой части программы, где сохраняется
преемственность с первоначальными программно-методическими разработками в
аспекте реализации основных, проверенных многолетней практикой, направлений и
технологий коррекционно-логопедического воздействия на нарушенные звенья
речевой системы.
Обращение к формированию фонематических
процессов у детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности в настоящее
время. По исследованиям педагогов и психологов (Ахутина Т.А., Семенович А.В.,
Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В.) у значительного количества дошкольников, не имеющих
видимых речевых нарушений, фонематическая сторона речи не достигает своей зрелости
и становится одной из основных причин трудностей освоения письма и чтения.
Поэтому мы говорим о необходимости адаптировать программу к практической деятельности специалиста на
логопункте.
Цель:
оказание практической помощи учителю – логопеду дошкольного
образовательного учреждения в организации коррекционно-образовательного
процесса в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи:
-предложить учителю-логопеду оптимальный вариант
коррекционно-образовательного процесса, направленного на совершенствование
фонематического восприятия, коррекцию звукопроизношения, развитие навыка
звукового анализа и синтеза;
-предложить
воспитателю оптимальный вариант работы по выработке дифференцированных движений
органов артикуляции, автоматизации звуков, поставленных учителем-логопедом,
формирования лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного
возраста, алгоритм работы по формированию графомоторных навыков;
-обеспечить
стартовую возможность каждому
ребенку, которая будет являться залогом
его успешности для формирования и
развития полноценной, здоровой, самодостаточной личности.
Новизна
1. Внедрение
адаптированной модели программы коррекционно-педагогической работы для
детей с ФФН, органично встраиваемой в
воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения с логопедическим
пунктом.
2. Осуществление коррекционно-образовательного
процесса при комплексном сопровождении всех специалистов дошкольного
образовательного учреждения.
В программе реализованы в соответствии с
этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы коррекционной педагогики:
• принцип развивающего
обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
• принцип единства
диагностики и коррекции отклонений в развитии;
• принцип генетический,
раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным
вариантам речевого дизонтогенеза;
• принцип коррекции,
позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от
структуры и выраженности речевого нарушения;
• деятельностный принцип,
определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное
развитие ребенка с отклонением в речи.
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИРКУТСКИЙ
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАНИЯ»
Свидетельство о
государственной аккредитации
«10»
января
тел,
(факс) 20-99-07_______________________________________________________________
«__ »________
РЕЦЕНЗИЯ
на программу
логопедической работы по преодолению фонетико-
фонематического
недоразвития речи у детей (авторская педагогическая
разработка
адаптационного типа), составленная учителями -логопедами
высшей
квалификационной категории Курковой Л.П., Нарцевой Т.С.,
Пановой И.Н.,
Улитенко Е.В. МДОУ №17, №2, №15, №19 г.Шелехова
Авторская педагогическая
разработка включает 49 страниц, в ней представлен
адаптированный вариант «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» (Г.В.Чиркиной, Т.Б.Филичевой). Данная программа адресована учителям логопедам и
воспитателям дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего или комбинированного вида с логопунктом, работающих по
программе «Детство», «Радуга», программе обучения и воспитания в ДОУ под редакцией М.А.Васильевой. Данная авторская
педагогическая разработка направлена
на преодоление фонетико-фонематического недоразвития дошкольников в условиях логопункта и ее целью
является оказание практической
помощи учителям-логопедам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений
в организации коррекционно-образовательного процесса в работе с детьми с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Структура программы
включает пояснительную записку, описание условий
реализации программы, основное содержание программы и систему приложений, а
также список литературы.
Пояснительная записка к
адаптированной программе показывает актуальность и
необходимость ее разработки, цель, задачи данного методического пособия, а также четко выделены компоненты новизны данной
разработки. Авторами показаны содержательные аспекты условий реализации программы, в качестве которых выступают взаимодействие логопеда и воспитателя,
медицинских работников, администрации, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, работа с родителями и другие составляющие.
Основное содержание методической разработки
включает перспективное планирование работы по периодам и включает
индивидуальные и подгрупповые занятия. В этом разделе сформулированы требования к
знаниям и умениям детей, которые должны быть
сформированы к концу коррекционного
обучения.
В приложении представлены
алгоритм организации логопедической работы в условиях
логопункта, а также дополнительные методические рекомендации
необходимые для организации коррекционно-развивающей речевой работы для воспитателей и других специалистов, работающих с детьми, имеющими нарушения речевого развития (ФФН).
В целом авторская методическая
разработка соответствует требованиям, предъявляемым
к данному виду методических материалов, и рекомендуется для использования в педагогической работе с дошкольниками, а также для утверждения экспертным методическим советом как авторская разработка адаптационного типа.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"КОЛОСОК" в ВКонтакте
"КОЛОСОК" в Одноклассниках
Опросы
ГТО - путь к здоровью
Поиск по сайту |
Календарь |