Рекомендации для родителей
по физическому воспитанию детей
на тему:
«Спортивный уголок дома»
Интерес
ребенка к физическим упражнениям формируется совместными усилиями воспитателей
и родителей. Спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг детей,
способствует закреплению двигательных навыков, полученных в дошкольном
учреждении, развитию ловкости, самостоятельности. Оборудовать такой уголок
несложно: одни пособия можно приобрести в спортивном магазине, другие сделать
самим. По мере формирования движений и расширения интересов ребенка уголок
следует пополнять более сложным инвентарем различного назначения.
Существует множество способов,
обеспечивающих физическое развитие детей: совместные подвижные игры и
физические упражнения, закаливание, зарядка, занятия в спортивных секциях,
семейный туризм и др.
Но наиболее оптимальных
результатов в физическом развитии ребенка в домашних условиях можно добиться,
сочетая совместные подвижные игры с занятиями на домашнем физкультурно-оздоровительном
комплексе, включающем разнообразные спортивные снаряды и тренажеры. При
этом ребенок получает уникальную возможность самотренировки и самообучения вне
зависимости от погодных условий, наличия свободного времени у родителей.
Основное назначение
универсального физкультурно-оздоровительного комплекса «Домашний стадион» -
развитие практически всех двигательных качеств: силы, ловкости, быстроты,
выносливости и гибкости.
Занятия на спортивно-оздоровительном комплексе:
· делают процесс каждодневных занятий физической культурой более эмоциональным и разнообразным;
· избирательно воздействуют на определенные группы мышц, тем самым, ускоряя процесс их развития;
· позволяют достичь желаемых результатов за более короткий срок.
Подсказки
для взрослых
1.
Не рекомендуется заниматься физической культурой на кухне, где воздух насыщен
запахами газа, пищи, специй, сохнущего белья и т.д.
2. При установке комплекса размах качелей и перекладины трапеции не должен быть
направлен в оконную раму.
3. Следите за тем, чтобы в поле деятельности детей не попадали предметы,
которые могут разбиться или помешать движениям. Уберите из непосредственной
близости от комплекса зеркала, стеклянные и бьющиеся предметы.
4. Во время занятий ребенка на физкультурном комплексе положите на пол матрасик
(его можно заменить толстым ковром, гимнастическим матом, батутом, сухим
бассейном с шариками). Это необходимо для того, чтобы обеспечить мягкость
поверхности при спрыгивании со снарядов и предупредить возможность повреждения
стоп.
5. Закройте электрические розетки вблизи комплекса пластмассовыми
блокираторами.
6. Желательно перед занятиями и после них проветрить помещение, где установлен
физкультурный комплекс.
7. К занятиям на комплексе не следует допускать эмоционально и двигательно
перевозбужденных детей, потому что они не могут сконцентрировать внимание и
контролировать свои движения. Их следует успокоить: предложить договориться о
правилах игры, дать двигательное задание, требующее собранности и сосредоточенности,
включить спокойную музыку и т.д.
Как
обеспечить страховку ребенка во время занятий.
Доверяйте своему ребенку. Если
он отказывается выполнять какое-либо ваше задание, не настаивайте и не
принуждайте его.
Поддерживайте любую разумную
инициативу ребенка: «Давай я теперь буду с горки кататься!» - «Давай!» - «А
теперь давай буду на турнике на одной ноге висеть!» - «Нет. Этого делать
нельзя! (Не надо вдаваться в долгие объяснения, почему этого делать не стоит:
нельзя – значит нельзя!) Но можно повисеть на турнике вниз головой, зацепившись
двумя ногами, когда я тебя крепко держу».
Страхуйте ребенка при первых
самостоятельных попытках освоить новый снаряд, особенно при знакомстве с
кольцами и лианой. Как только снаряд будет освоен дошкольником достаточно
уверенно, займите позицию стороннего наблюдателя, похвалите его ловкость.
Поднимая ребенка вверх за руки, никогда не держите его только за кисти (кости и
мышцы запястья дошкольника окрепли еще недостаточно), обязательно придерживайте
целиком за предплечья. Самый безопасный вид страховки: поддержка за
бедра.
При выполнении упражнений на
перекладине, кольцах, лиане следует фиксировать положение позвоночника. Для
этого встаньте сбоку от снаряда и положите ладони одновременно на грудь и спину
дошкольника.
Стремитесь пресекать
опрометчивость и браваду ребенка, особенно при выполнении упражнений на высоте:
«А я и без рук могу стоять на перекладине». Учите его быть внимательным и
осторожным, чтобы он сам заботился о собственной безопасности.
Вниманию родителей: вис только
на руках опасен вашему ребенку. Поэтому длительные висы на кольцах и лиане
заменяйте полувисами, при которых ребенок еще упирается ногами об пол.
Поддерживать желание ребенка
заниматься физкультурой можно различными способами. Предлагаем вашему вниманию
маленькие хитрости, которые помогут сделать домашние занятия интересными и
полезными.
Маленькие
хитрости.
Для
занятий следует использовать как можно больше вспомогательных средств: игрушек,
воздушных шариков и т.п. Они помогут привлечь внимание, будут стимулировать
детей к выполнению разнообразных упражнений.
Одежда
для занятий существенной роли не играет. Однако если вы хотите укрепить мышцы
стопы и одновременно закалить ребенка, то лучше всего заниматься босиком в
трусиках и хлопчатобумажной футболке.
Для создания радостного настроения включите музыку. Во время занятий
обязательно разговаривайте с ребенком, улыбайтесь ему: «Молодец, ты уже почти
до самого верха лесенки долез!»
Упражнения
желательно проводить в игровой форме. Например, взрослый говорит: «Сегодня мы с
тобой пойдем в гости к белочке. Вот только домик ее далеко-далеко и
высоко-высоко, на самой верхушке старой сосны. (Дальнейший текст сопровождается
совместным выполнением движений с ребенком.) Сначала мы пойдем через болото
(ходьба по диванным подушкам), затем перейдем через бурелом (ходьба, переступая
через кегли, кубики), затем пролезем через лисью нору (подлезание под два
стула, составленных вместе) и залезем на верхушку сосны. Там рыжая белочка
живет, нас с тобою в гости ждет.
Другая
форма работы с детьми старшего дошкольного возраста – устраивать соревнования
по принципу «Кто скорее добежит» или организовать сюжетную игру по мотивам
литературного произведения с вплетением в сюжет физических упражнений.
Занимаясь
и играя вместе с ребенком, помогая ему самостоятельно подтянуться, залезть до
верха лесенки, перепрыгнуть через кубик, вы даете ему возможность восхищаться
вами: «Какой мой папа сильный! Какая моя мама ловкая!»
Постепенно совместные занятия физической культурой станут счастливыми событиями дня, и ребенок будет ждать их с нетерпением и радостью. Средняя продолжительность занятий составляет 20 – 30 мин.