ВНИМАНИЕ!!!
АДАПТАЦИЯ!!!
В этой
рубрике раскрываются такие понятия, как:
· Адаптация
· Что происходит с ребенком в период
адаптации
· Показатели изменений в поведении
ребенка во время адаптации
· Как подготовить ребенка к поступлению
в детский сад
· Правила поведения
взрослых в период, когда ребенок
начал посещать ДОУ
· Работа педагога-психолога ДОУ в
период адаптации
Адаптация
Адаптация
– привыкание
организма к изменившимся условиям жизни.
С привыканием к новым жизненным условиям человек за свой
период существования сталкивается неоднократно. С самого раннего детства, еще
будучи малышом, ему уже приходится привыкать и приспосабливаться, ведь мир не
стоит на месте, он постоянно меняется. А от того как у человека развиты
адаптационные возможности может зависеть и его успешность в учебе, карьере,
личной жизни, т.к. человеку, легко адаптирующемуся к чему-то новому, легче построить отношения с
другими людьми, наладить контакт с коллегами, быстрее влиться в коллектив. Но
адаптация взрослого и ребенка существенно отличаются друг от друга хотя бы тем,
что у взрослого больший жизненный опыт, на основе которого и проявляются его
адаптационные возможности, поэтому он изначально легче привыкает к изменившимся
условиям окружающей среды. Ребенок же, в
силу отсутствия опыта общения с другими людьми, расставания с близкими, смене
обстановки, привычек больше
подвержен во время адаптации
стрессирующим факторам.
Почему же дети болезненно
переживают этот период?
Во-первых, в раннем детстве у ребенка возникают сильнейшие
привязанности к родителям и поэтому они крайне тяжело переживают разлуку с
ними. Кроме того, у детей этого возраста (до трех лет) еще недостаточно
сформирована потребность в общении со сверстниками, для них гораздо важнее
общение с близкими взрослыми.
Во-вторых, неизвестность и новизна новых условий жизни
всегда внушает тревогу и страх (даже у взрослых), и отсутствие при этом близких
дает ощущение незащищенности.
В-третьих, резкая перемена образа жизни – это всегда стресс, изменяющий нервно-психическое и физическое состояние ребенка. Поэтому привыкание к новым условиям жизни должно проходить плавно и постепенно.
Что
происходит с ребенком в период адаптации?
Ребенок, как пересаженное в другую
почву растение, прежде чем приживется – переболеет. Воздействие всех
перечисленных факторов ложится на ребенка грузом испытаний и переживаний,
иногда непомерно тяжелых. Вследствие чего: снижается психическая устойчивость и
повышается утомляемость и, как результат, могут появляться бурные эмоциональные
реакции по незначительному поводу; может нарушаться сон, аппетит, речевая и
игровая активность; могут появиться давно ушедшие привычки (лепет, мокрые
штанишки, чрезмерная привязанность к маме, беспомощность в самообслуживании и
т.д.), как психологическая защита и желание возврата в прошлое. В результате
эмоциональных перегрузок снижается иммунитет и ребенок становиться более
восприимчивым к болезням.
На
основе таких показателей
тяжести протекания адаптации
как, сроки нормализации
поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических
реакций, выделяют три степени адаптации:
1. Легкая степень – в
течение месяца нормализуется поведение. Аппетит снижается, но не намного, сон
налаживается в течение 1-й, 2-й недель. К концу месяца восстанавливается речь,
игра, интерес к окружающему миру. Отношения с близкими не нарушаются. Острых
заболеваний не возникает.
2. Средняя степень – нарушения
в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит
восстанавливаются через 20 – 40 дней. Настроение неустойчивое (плаксивый,
малоподвижный). Изменения держатся до 1,5 месяцев. Отчетливо выражены изменения
в деятельности вегетативной нервной системе: нарушения стула, бледность,
потливость, «тени» под глазами, «пылающие» щеки, усиливается проявление
экссудативного диатеза. Болезнь – как правило ОР инфекция.
3. Тяжелая степень –
длительные и тяжелые болезни. Поведение граничит с невротическим состоянием.
Аппетит снижен или отказ от еды, рвота. Беспокойный сон. Во время бодрствования
подавлен, безучастен.
Сложность и продолжительность периода
адаптации (от 2 –
3 недель до полугода) у каждого ребенка разная и зависит от разных показателей:
· от
возраста ребенка (легче всего приспосабливаются дети в возрасте 5-6 мес., сложнее от 10 мес. до 1 г. 6-7
мес.);
· от
состояния нервно-психического и физического здоровья;
· от
индивидуальных особенностей (темперамента, опыта, привычек и т.д.);
· от
уровня подготовленности и постепенности привыкания.
Показатели
изменений в поведении ребенка во время адаптации
Родителям
следует знать, что существуют несколько показателей изменений в поведении
ребенка, характерных для периода адаптации
(по материалам А. Баракан):
1-й показатель — эмоции ребенка
· В
первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении положительные эмоции чаще
всего
выражены незначительно — обычно в момент ориентировочных реакций на новизну, яркость раздражителя.
· Отрицательные
эмоции, как правило, проявляются у каждого ребенка. Однако степень их проявления
различна: от хныканья, «плача за компанию» До постоянного, приступообразного плача.
Обычно дольше всех из отрицательных эмоций сохраняется так называемое хныканье,
с помощью
которого ребенок стремится выразить протест при расставании с родителями.
· Наибольшую опасность
представляют состояния стрессовых реакций: страха, гнева, депрессии.
· На смену всем
отрицательным эмоциям обязательно приходят положительные, которые свидетельствуют о завершении адаптационного
периода.
2-й показатель — социальные контакты
· В
первые дни пребывания в. дошкольном учреждении у ребенка обычно снижается
степень социальных
контактов. Дети более напряжены, замкнуты, беспокойны, малообщительны. Общение со взрослыми и сверстниками налаживается
постепенно.
3-й показатель — познавательная деятельность
·
Первое время пребывания ребенка в дошкольном
учреждении познавательная деятельность, как правило, снижается или
совсем угасает на фоне стрессовых реакций. Нередко ребенок не интересуется
даже игрушками.
4-й показатель — социальные навыки
·
Под влиянием новых внешних воздействий первое
время малыш может растерять частично или почти все навыки
самообслуживания, которые усвоил дома. Например, умения пользоваться ложкой,
носовым платком, умываться и т.д. Однако в процессе адаптации он не только
вспоминает забытые навыки, но и усваивает новые.
5-й показатель — особенности речи
·
У некоторых детей словарный запас скуднеет
или они начинают употреблять облегченные слова.
6-й показатель — двигательная активность
·
Редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок
может быть сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. При анализе
двигательной активности ребенка необходимо учитывать
его темперамент.
7-й показатель — сон
·
Вначале ребенок засыпает не сразу, порой всхлипывает, внезапно пробуждается
или практически не спит и ведет себя как
Ванька-Встанька. По мере привыкания ребенок начинает своевременно засыпать и пробуждаться.
8-й показатель — аппетит
·
Нормализация пониженного или повышенного
аппетита, как правило, сигнализирует о привыкании ребенка к
условиям дошкольного учреждения
9-й показатель — здоровье
· Снижается
сопротивляемость организма. И ребенок может внезапно заболеть, без видимых на
то причин. Как правило, болезнь протекает без осложнений.
Первые признаки того, что ребенок
хорошо адаптировался:
· хороший
аппетит;
· спокойный
сон;
· охотное
общение с другими детьми;
· адекватная
реакция на любое предложение воспитателя;
· нормальное
эмоциональное состояние.