Взаимодействие
родитель-ребенок (ВРР)
В
опроснике ВРР И.М.Марковой представлены 10 следующих шкал:
1. Нетребовательность
– требовательность родителя
Данные
этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который
проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой
шкале, тем более требователен родитель, тем больше он ожидает высокого уровня
ответственности от ребенка.
2. Мягкость
– строгость родителя
По
результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к
ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между
родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
3. Автономность
– контроль по отношению к ребенку
Чем
выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по
отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке,
навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной
автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо
безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования. Возможно также,
что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением
родителя привить ему самостоятельность.
4. Эмоциональная
дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю
Следует
обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о
близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой
опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание
делиться самым сокровенным и важным с родителями. Сравнивая данные родителя и
данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке
или недооценке близости к нему ребенка.
5. Отвержение
– принятие ребенка родителем
Эта
шкала отражает базовое отношений родителя к ребенку, его принятие или
отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие
ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка,
его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее
или отвергающее.
6. Отсутствие
сотрудничества – сотрудничество
Наличие
сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер
взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во
взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и
партнерство в отношениях родителей и детей. отсутствие такового может быть
результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или
попустительского стиля воспитания.
7. Несогласие
– согласие между ребенком и родителем
Эта
шкала отражает частоту и степень согласия между родителем и ребенком в
различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника: детскую и
взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем
остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о
различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.
8. Непоследовательность
– последовательность родителя
Последовательность
родителя является важным параметром взаимодействия. В этой шкале отражается,
насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем
отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д.
непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной
неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к
ребенку и т.п.
9. Авторитетность
родителя
Результат
этой шкалы отражает самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка,
насколько его мнения, поступки, действия
являются авторитетными для ребенка, какова сила их влияния. Сравнение с
данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского
авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще
всего это означает выраженное положительно отношение к родителю в целом, поэтому
показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности –
негативности отношений ребенка к родителю.
10.
Удовлетворенность отношениями
ребенка с родителем
По
данным этой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности между
родителями и детьми, - как с той, так и с другой стороны. Низкая степень
удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре
детско-родительских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности
сложившейся семейной ситуацией.