Организация работы с начинающими специалистами «Начинающий педагог – перспективное завтра»
Программа работы с начинающими педагогами "Начинающий педагог - перспективное завтра"
Трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ. Профессиональная адаптация педагога осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ. В организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя. Именно поэтому в нашем учреждении была разработана программа по сопровождению начинающих педагогов «Начинающий педагог – перспективное завтра».
Целью данной программы является повышение профессионального мастерства начинающих педагогов в первые годы их работы в учреждении, приобретение или совершенствование индивидуальных профессиональных навыков.
Задачи, которые мы поставили перед собой это:
- Оказание помощи начинающему педагогу в освоении профессии и скорейшем овладении в полном объеме трудовыми обязанностями за счет ознакомления с существующими в учреждении методами и приемами труда, передачи наставником личного опыта, принципов корпоративной культуры и профессиональной этики.
- Адаптация начинающих педагогов к условиям осуществления трудовой деятельности.
- Создание условий для становления, квалифицированного и компетентного в своей профессиональной области работника.
- Снижение процента текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с работодателем.
- Оказание моральной и психологической поддержки начинающим педагогам в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей.
Сопровождение начинающих педагогов строится на принципах, наиболее значимых на начальном этапе работы:
- принцип сотрудничества и диалога, который, как уже показала практика, позволяет создать в ходе работы атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности среди начинающих педагогов и опытных специалистов;
- принцип системности - непрерывности образования, накопления опыта;
Основными направлениями работы послужило:
- Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений.
- Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, мастер-классов, открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их проведения.
- Изучение нормативных правовых и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию образовательного процесса.
- Разработка и обсуждение планирования.
- Взаимное посещение занятий, обмен опытом, совершенствование методики преподавания.
- Ознакомление педагогов с новинками нормативно-правовой, учебно-методической и справочной литературы.
Программа начала реализовываться в январе 2021 года.
Для педагогов были проведены консультации, семинары – практикумы, круглые столы по темам:
- нормативно-правовые основы организации дошкольного образования;
- перечень документации воспитателя;
- организация режимных моментов;
- целеполагание;
- разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности
Для анализа результатов образовательной деятельности, выявления уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей и затруднений на каждый месяц составляются циклограммы для посещения наставником проводимых начинающими педагогами режимных моментов с детьми, для выстраивания и уточнения деталей дальнейшей траектории сопровождения педагогов.
Согласно циклограмме, 2 раза в месяц отслеживалось ведение педагогами деловой документации, планирование работы с детьми (перспективное и календарное), оснащение развивающей предметно-пространственной среды, соблюдение культурно-гигиенических навыков у детей. За период реализации программы наставник посещает как минимум три непосредственных образовательных деятельности у каждого начинающего педагога, анализ посещения которых показывает, что уровень владения педагогическим мастерством у педагогов на разном уровне, и дает возможность определить, над чем необходимо работать индивидуально с каждым педагогом в дальнейшем. Исходя из анализа проделанной работы, намечается план на новый учебный год.
Работа с начинающими педагогами органически интегрирована в общую педагогическую и методическую деятельность всего педагогического состава ДОУ с учетом профессионального уровня, уровня инновационной активности, творческого потенциала и профессиональных возможностей каждого педагога. Мониторинг профессионального развития педагогов в педагогической деятельности осуществляется два раза в год, в условный каникулярный период осенью и весной через организацию «Недели педагогического мастерства» и «Недели педагогических проб». В течение «Недели педагогического мастерства» педагоги, имеющие опыт работы, демонстрируют для начинающих педагогов открытые педагогические мероприятия, следующая неделя была посвящается открытым мероприятиям начинающих педагогов. В этот период начинающие педагоги демонстрируют те навыки, которые они получили под руководством наставника. Тематика проведения «Недель …» разнообразная: тематическая неделя, определенная форма работы с воспитанниками, методы и технологии, виды деятельности и т.п. Разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности и анализ ее проведения осуществляется на основе Карты анализа НОД, принятой на районном уровне. Анализ открытых педагогических мероприятий позволяет выявить трудности в планировании и организации образовательной деятельности как у начинающих, так и у опытных педагогов.
Система работы с начинающими педагогами объединяет деятельность начинающих педагогов, педагога-наставника и специалистов ДОУ. Формат проведения «Логопедических, психолого-педагогических, музыкальных и физкультурных гостиных» позволяет осуществлять методическое сопровождение всех педагогов одновременно и, в то же время, учитывать индивидуальные запросы и потребности начинающих педагогов.
Начинающий педагог, успешно освоивший программу «Начинающий педагог – перспективное завтра», включается в программу: «Эффективное сотрудничество: равный – равному» в рамках реализации которой продолжает свою педагогическую и методическую деятельность в формате сотрудничества и взаимопомощи с более опытным педагогом.
Результат-эффект:
- адаптации начинающих педагогов в учреждении
- познание себя и ориентация на ценности саморазвития
- качественное изменение отношений в коллективе
- стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь
- рост профессиональной и методической компетенции начинающих педагогов, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности
- использование в работе начинающих педагогов педагогических технологий
- приобретение умения общаться с детьми с учетом их индивидуально-личностных особенностей
Результат-продукт.
- качественное выполнение начинающим педагогом должностных обязанностей
- активное участие начинающего педагога в жизни ДОУ, выступления на методических мероприятиях в детском саду, мероприятиях муниципального и регионального уровней;
- участие начинающего педагога в конкурсах профессионального мастерства различного уровня.