ИГРА – ЭТО СЕРЬЕЗНО!
Волощук Я.В.,
воспитатель
МКДОУ ШР «Детский сад № 2 «Колосок»
Паспорт проекта:
Вид проекта: групповой, творческий, информационный, игровой.
Продолжительность: 2 недели.
Участники: воспитатели, дети старшей группы (5-6 лет), родители.
Актуальность проекта:
Игрушка должна сопровождать ребенка на протяжении всего периода детства, так как игрушка – это не просто забава. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать коммуникативному развитию детей. Игрушка – неизменный спутник ребёнка с первых дней рождения и не заменимый спутник игровой деятельности в жизни ребёнка дошкольного возраста. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Однако, игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно – образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение. Изучением проблемы влияния игрушки на психику ребёнка, занимались многие педагоги и психологи, такие как Н. К. Крупская, Е. А. Коссаковская, Д. В. Менджерицкая и другие.
В настоящее время игрушка утратила свою ценность. На первое место вышли компьютерные игры, планшеты, телефоны, и, как правило, современные дети предпочитают их обычным игрушкам. Психологи говорят, что у детей, часто играющих в компьютерные игры, развивается агрессия, всевозможные страхи, аутизм. Компьютерные игры могут создавать иллюзию общения, да еще и такого, в котором поведение персонажей управляется игроком. Поэтому, злоупотребление может нарушить или задержать формирование навыков реального общения.
Кроме того, многие компьютерные игры содержат в себе сцены насилия. И ребенок, играя в них, погружается в мир жестокости. Существует опасение, что он при этом переносит агрессию и спокойное отношение к насилию в реальную жизнь. Наблюдая за детьми я отметила, что дети менее отзывчивыми к чувствам других, меньше общаются со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, у детей затрудняется формирование навыков общения, умения сочувствовать, сопереживать, становятся социально равнодушными, теряют чувство сострадания к ближнему и не стремятся понять тех, кто рядом с ними.
Данные анкетирования родителей показали, что в домашних условиях дети не проявляют достаточно интереса к игрушкам, а родители в свою очередь не видят в этом проблемы. Таким образом, возникло противоречие между педагогическим влиянием на развитие игровой деятельности в детском саду и дома.
Следовательно, можно выделить ряд проблем:
1. Предпочтение виртуальным играм;
2. Низкие навыки социального взаимодействия друг с другом в игре;
3. Небрежное отношение к игрушкам.
4. Низкий уровень компетентности родителей при выборе игрушек и организации игровой деятельности дома;
5. Социальное равнодушие
Цель: формирование социально-коммуникативных навыков, умений сочувствовать, сопереживать через взаимодействие с игрушкой и повышение ее значимости.
Задачи:
• Повысить ценность традиционной игрушки в развитии ребенка;
• Развивать навыки взаимодействия друг с другом в игровой деятельности;
• Развивать эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам;
• Повысить уровень компетентности родителей в организации детской игровой деятельности;
• Привлечь внимание воспитанников к детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию.
Гипотеза: в результате организованных мероприятий у детей повысится значимость и ценность игрушке, уровень коммуникативных способностей в общении со сверстниками и взрослыми. Дети овладеют знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек, научатся проявлять заботу, бережное отношения к ним, а так же более полно проявлять такие чувства, как сочувствие, сопереживание.
Проведенные мероприятия обеспечат обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье, позволят повысить компетентность родителей при выборе игрушек.
Этапы и содержание работы по реализации проекта
I . Подготовительный этап:
1. Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата, подбор методической литературы.
2. Разработка гипотезы проекта
3. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
4. Разработка мероприятий.
5. Определение содержания деятельности всех участников проекта.
II . Основной этап реализации проекта:
Цель: активное участие детей и родителей в мероприятиях; улучшение взаимопонимания между детьми в группе.
Направления работы Формы работы
Содержание деятельности
Работа с детьми 1. Наблюдение Наблюдение за игрой детей старшего дошкольного возраста. Оценка уровня развития игровых действий детей с игрушками
2. Диагностика Исследование уровня развития эмоциональной отзывчивости ребенка.
Методика 1. Педагогическая ситуация «Помоги сверстнику».
Цель: выявить умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие сверстника.
Методика 2. Беседа
(модифицированный вариант методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной)
Цель: выявить наличие сформированных знаний о социальных эмоциях.
3. Беседы.
– «Каждой игрушке свое место. Бережное отношение к игрушкам»;
Цель: поощрение желания взаимодействовать друг с другом в процессе пользования игрушками.
– «Какими игрушками играли бабушки и дедушки» (рассматривание иллюстраций);
Цель: знакомство с родной культурой.
4. Просмотр и беседа по содержанию мультипликационного фильма «Обиженные игрушки» Цель: привлечение внимания детей к бережному отношению к игрушкам.
5. Выставка с участием родителей «Игрушки, которыми играли мои папа и мама».
Цель: Познакомить детей с игрушками из детства родителей, материалов из которых они сделаны, как с ними играли.
6. Создание альбома «История игрушки» Цель: познакомить детей и взрослых с историей возникновения и совершенствования игрушки с целью поддержания интереса к традиционной игрушке.
7. Инсценировки. Развивающие игровые ситуации Цель: привлечь детей к театрализованной деятельности, упражняться в имитации действий в соответствии с текстом, развитие творческих способностей.
8. Итоговое мероприятие Акция: «Из детских рук… в детские руки»
III. Заключительный этап.
• Итоговая диагностика с целью оценки эффективности проекта;
• Презентация проекта;
• Разработка перспективы проекта.
Итоговая диагностика позволила сделать вывод об эффективности проведенных мероприятий. Дети стали проявлять больше интереса к игрушкам, бережнее относится к ним, всегда убирая их на место после игры. А самое главное, улучшились взаимоотношения между воспитанниками группы, дети стали более отзывчивыми и внимательными к друг другу.
Данный проект был реализован в старшей группе «Умнички» и результаты его реализации были представлены коллегам нашего учреждения.
Конечно, в течение двух недель реализации проекта мы с родителями не смогли глобально решить все проблемы, поэтому наметили для себя следующие направления работы:
1. Поиск новых форм организации игровой деятельности, способствующей развитию навыков социального взаимодействия детей.
2. Способствовать повышению уровня родительской компетентности по организации игровой деятельности с детьми дома.
3. Вовлечь в проектную деятельность как можно больше участников.
4. Организовывать новые акции, способствующие снижению социального равнодушия.
Приложение
Диагностические методики
1. Исследование уровня развития игровых действий у детей через наблюдение по следующим критериям:
Низкий уровень:
Отсутствие подготовительного игры (игра «с ходу»). Толчок к игре – игрушка, попавшее в поле зрения ребенка. Использование предметов-заместителей вызывает затруднение, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами.
Средний уровень:
В структуре игры выделяется подготовительный период: дети договариваются о теме игры, четко обозначают и распределяют роли, обсуждают основное направление развития сюжета. Выбирают в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы подбирают в соответствии с ролью. Активно используют предметы-заместители.
Высокий уровень:
В игре четко выделяется подготовительный этап: выбор темы, активное заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, согласованное распределение ролей. У ребенка наблюдаются проявления инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры.
2. Диагностика уровня развития эмоциональной отзывчивости ребенка.
Методика 1. Педагогическая ситуация «Помоги сверстнику».
Цель: выявить умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие сверстника.
Описание методики: двум детям предлагается выполнить задания разной сложности, но об этом не сообщается. «Закончите работу – можете поиграть с игрушками». Из – за разной сложности заданий дети оказываются в неравном положении по отношению к возможности поиграть с игрушками По мере завершения своего задания, ребенок встает перед выбором: приступить к игре или оказать помощь сверстнику. Педагог в это время наблюдает, обращается ли второй ребенок за помощью к первому и как тот откликается на его обращение.
Оценка результатов исследования. Разное поведение испытуемых в данной ситуации позволяет выделить 3 группы показателей их эмоциональной отзывчивости.
Высокие показатели: содействие ребенка сверстнику.
Средние показатели: сопереживание или сочувствие ребенка сверстнику.
Низкие показатели: низкое сопереживание или сочувствие ребенка сверстнику или полное их отсутствие.
Методика 2. Беседа (модифицированный вариант методики Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной) .
Цель: выявить наличие сформированных знаний о социальных эмоциях.
Описание методики. После наблюдения ребенку задаются вопросы:
1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
2. Можно ли обижать животных? Почему?
3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
6. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушки? Почему?
Качественные показатели.
Высокий уровень. Ребенок отвечает правильно на все поставленные вопросы, обосновывает свои ответы. Дети данной категории охотно, по собственному желанию оказывают помощь сверстнику, откликаются на эмоциональное состояние сверстника.
Средний уровень. Дети радуются за успехи других, замечают эмоциональное состояние сверстника, но не пытаются его утешить. Начинают помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает. На некоторые вопросы ребенок отвечает неверно, не может обосновать свой ответ.
Низкий уровень. Дети равнодушно реагируют на успех и неудачи других. Ответы на вопросы в основном даются неверные, в большинстве случаев затрудняются их обосновать, дети руководствуются лишь своими желаниями.
Список литературы:
1. Галигузова Л. Н. Развитие игровой деятельности. — М.: Мозаика – Синтез, 2008.
2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. — М.: Мозаика – Синтез, 2008.
3. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., Просвещение, 1985.
4. Киселева Л. С., Данилова Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М., АРКТИ, 2011.
5. Смирнова Е. О., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. — М.: Мозаика – Синтез, 2008.
6. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Развитие общения детей со сверстниками. — М.: Мозаика – Синтез, 2008.
7. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. — М.: Мозаика – Синтез, 2006.