ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
 
Вторник
19.03.2024
14:57>
Приветствую Вас Гость
RSS

 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Шелеховского района "Детский сад №
2 "Колосок"
РегистрацияВход
Родителям детей 3-4 лет »
Меню сайта


Информационный вестник

Праздники сегодня

Информер праздники сегодня

Официальные сайты

Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54


Статистика


Консультация для родителей детей 3-4 лет

 

1.                      Кризис 3-х лет

 

Привыкание к новым условиям в дошкольном учреждении совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребенка. В зависимости от особенностей развития ребенка возрастные рамки кризиса могут изменяться: он может начаться и в 2,5 и в 3 - 3,5года.

Родители начинают замечать изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах взрослых сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения.

Кризис 3-лет - это первое яркое выражение ребенком своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться многое делать самому. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизм психологической адаптации и гибкого поведения в различных жизненных ситуациях.

Кризисы развития - это периоды в жизни, в которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве, ведь личность человека развивается непрерывно.

Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности.

 

В психологии принято рассматривать кризис 3 лет как целый комплекс определенных признаков, называющийся «Семизвездие симптомов».

§ Первый симптом - ярко выраженное проявление негативизма, стремление делать все наоборот. Ребенок отказывается от прогулки, любимых сладостей, поступая наперекор своим собственным ощущениям и желаниям, отрицая все, что предлагает ему взрослый. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи, а с другими достаточно послушен. Как вы думаете, почему?

§ Второй признак - это упрямство, когда ребенок добивается своего только потому, что он так захотел. Конечно, взрослым трудно найти в таких ситуациях и не с любым желанием ребенка следует соглашаться и выполнять, но не нужно сразу отвергать его. Лучше дать ребенку успокоиться и уже потом спокойно объяснить свое решение. Иногда бывает трудно отличить упрямство от настойчивости, когда ребенок очень хочет получить какую-либо вещь и упорно добивается, чтобы ему дали, а получив, начинает активно обследовать её, играть с радостью - это проявление настойчивости. А когда желает надеть футболку поверх кофты - это проявление его упрямства.

§ Третий признак стремления к самостоятельности — может проявляться в строптивости. Внешне это проявляется в резком вызывающем недовольстве ребенком взрослыми, всем, что ему предлагают делать. Ребенок отказывается от всего, что он послушно делал раньше. Слово «Неть!» становится основным ответом на любое предложение взрослого.

§ Четвертый признак - своеволие. Ребенок хочет все делать сам, борется за свою самостоятельность. Малыш может по полчаса застегивать пуговицы на кофте или безуспешно пытаться завязать шнурки, вызывая недовольство взрослых. Эта самостоятельность - важное завоевание, которое пока безуспешно, но после кризиса примет нормальные формы.

§ Выделяют пятый признак - бунт против окружающих, или бунтарство. Ребенок в период кризиса может вести себя агрессивно, бросать игрушки в пришедших гостей, на проявление внимания со стороны близкой родственницы ответить - «Уходи, ты плохая».

§ Отмечают шестой признак - обесценивание ценностей. Игрушки, предметы, значимые люди - к ним ребенок меняет отношение: отказывается играть с любимыми игрушками, может называть близких бранными словами.

§ Седьмой признак - деспотичное подавление окружающих. Ребенок стремится добиться удовлетворения любых своих желаний, проявляет ревность, агрессию к младшим и старшим членам семьи, требует постоянного внимания к себе.

 

Отличительной чертой всех этих проявлений является временность и нестабильность изменений в поведении детей. Продолжительность кризиса невелика. Он сменяется периодом эмоциональной стабильности, когда исчезают негативные проявления, а развитие выходит на новый уровень.

В период кризиса, утверждаясь в своей самостоятельности, ребенок не просто не соглашается со взрослыми, он испытывает их характер и находит слабые места, чтобы воздействовать на них. Малыш может по нескольку раз перепроверять, действительно ли запрещено то, что ему запрещают.

Вызывающее поведение ребенка можно рассматривать как некое приглашение, призыв к родителям упорядочить его мир, показать ему своей реакцией, что на самом деле важно, а что нет. Ребенку нужна твердость вашей позиции, но не меньше нужна и помощь в освоении правил, в их принятии.

В связи с тем, что адаптивные возможности детского организма ограничены и в период кризиса ребенок не понимает перемен в своем поведении, помочь ему могут взрослые близкие люди.

Как же помочь ребенку благополучно выйти из кризиса?

ВОТ НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ.

· Создавать в семейном кругу атмосферу любви, понимания и доброжелательности.

· Побольше играйте и разговаривайте с малышом – подобные маневры отвлекут его от капризов.

· Относитесь к ребенку, как ко взрослому члену семьи, проявляйте к нему терпимость.

· Капризы и истерика требуют зрителей. Не становитесь ими и не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая непослушная девочка!» Ребенок только и ждет этого.

· В любой ситуации проявляйте терпимость к ребенку. Не позволяйте выходить из себя.

· Не подчеркивайте перед ребенком свое превосходство и силу. Будьте с ним «рядом».

Если ребенок впадает в истерику:

· Не отменяйте немедленно своих решений. Будьте настойчивы в поведении с ребенком. Если вы сказали «НЕТ», оставайтесь и дальше при этом мнении.

· Не сдавайтесь, даже если приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще помогает одно – взять его за руку и увести.

· Не берите его на руки, если он этого не хочет.

· Не оставляйте ребенка одного.

· Не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругать нет смысла, шлепки еще больше будоражат.

· Переключите внимание ребенка: «Ой, какая интересная игрушка у меня!», «А что там делает ворона?» - Подобные приемы заинтригуют и отвлекут ребенка.

· Следите за своим эмоциональным состоянием.

ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ!!!

 

2.                      Игры и игрушки

Чтобы снизить напряжение во время кризиса, да и для общего развития, необходимо чаще заниматься с ним той деятельностью, которая приносит ему удовольствие - это в первую очередь игра. Игра развивает изобретательность, воображение, творческие способности и дает возможность проявлять фантазию. В игре ребенок выражает свои эмоции, переживания, знакомится с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу — играть с кем хочу, где хочу, сколько хочу. Организовать игру с ребенком   очень просто. Для этого можно использовать и готовые развивающие игрушки или специальные пособия, а можно использовать для игр с малышом все, что есть под рукой.

Так какие же игры и игрушки подойдут ребенку 3-4 лет?

Это в первую очередь игры на развитие мелкой моторики пальцев рук: различные шнуровки, мозаики, пазлы, бусинки. Хорошо развивает пальчики рисование карандашами, красками, вырезывание ножницами, лепка из пластилина. Можно использовать и подручные средства: крупы, прищепки, пуговицы, спички, камушки, скорлупки от орехов и многое другое. Предложите ребенку рассмотреть их, потрогать, покатать, помять, погладить, понюхать, переложить или пересыпать из одной формы в другую, описать их внешний вид, положить в мешочек и определить на ощупь, что там, построить несложные фигурки и т.д.

§ Вы  можете создать дома маленькую песочницу с белым песком (манкой), ведь малыши очень любят игры  не только с песком, но и с любым сыпучим материалом. Можно насыпать манку или песок  горкой или разгладить. По песочку проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок. Почему дети любят играть в песке? Песок помогает расслабиться: руки зарываются в песок - это приятные тактильные ощущения; песок медленно сыпется - это зрительно завораживает. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает активизировать работу обоих полушарий головного мозга. В песок можно спрятать предметы и предложить ребенку наошупь отгадать, какой предмет или игрушка спрятались в песочке. Все эти действия связаны с нашими пальцами и тактильными ощущениями, а через тактильное восприятие, чувствительность рук,  с помощью органов чувств, ребенок осваивает окружающий мир.

Если же в детском возрасте не тренировать мелкую моторику и не обогащать сенсорный опыт (то, что мы чувствуем и воспринимаем через органы чувств), то, повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание, к тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи.

 

· Для формирования у детей 3-4 лет сенсорных эталонов, т.е. умения ориентироваться на форму предмета, его цвет, величину, целостность, можно использовать различные пирамидки, мисочки, матрешки, кубы с прорезями, вкладыши  и т.д. Все эти игрушки способствуют развитию у детей познавательных и творческих задатков, а также основных психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления.

· Большое влияние на развитие мышления оказывают настольно-печатные игры по возрасту детей: собери фигуры, назови цвета, учимся сравнивать, половинки, чей малыш и т.д.

· Для   возбуждения интереса к исследовательской деятельности с ребенком дома можно поиграть в игры с водой, ведь вода обладает особой притягательной силой. Теплая -расслабляет и успокаивает, прохладная - закаливает. Хорошо в воду при купании добавить отвары трав (валерианы, мелиссы, ромашки). В воду опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Пусть ребенок поэкспериментирует с предметами, которые плавают и тонут в воде, подбирает походящие по размеру к флакончикам крышечки, подберет игрушку, которая поместится в мыльнице, сравнит—куда больше можно набрать воды, поиграет с мыльными пузырями. Все это способствует развитию не только познавательных способностей вашего ребенка, но и его воображению.

3.                                              Возрастные психические особенности

Ну а сейчас немного поговорим о возрастных особенностях детей 3-4 лет. Непроизвольный характер остается  у основных психических процессов – внимания, памяти, мышления. Трехлетний малыш ещё не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое.

§ В 3 года мышление носит наглядно-действенный характер. Руки ребенка в постоянной работе, в постоянном движении. Наблюдая за детьми этого возраста, можно увидеть, сколько видов деятельности сменит малыш за час, сколько успеет достать, потрогать, разобрать, поломать. Ребенок, выполняя дидактическую задачу, при помощи 2-3 проб находит правильное решение. Это и есть мышление в действии: на основе действий с предметами развивается мышление. К 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление: происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

§ Преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов.

§ Память характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было интересно и эмоционально окрашено и связано с его деятельностью, но, что запомнилось, сохраняется надолго.

§ Что должен знать и уметь ребенок в 3 года

Познавательная деятельность. Ребенок в этом возрасте знает свой пол, возраст, имя и фамилию, дифференцирует их (Как тебя зовут? А фамилия?), имена родителей. Может повторить за взрослым предложение из 4 -5 слов (Кошка спит, ей тепло). Знает все цвета спектра.безошибочно называет основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Подбирает идентичные оттенки цвета, различает геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), подбирает подобные к подобным. Владеет понятим "один-много”. Знает обобщающие слова "посуда, одежда, игрушки”. Умеет играть в детское лото, находит идентичные картинки, отвечает на вопросы по ходу чтения книжки. Может нарисовать несколько известных предметов так, как научили взрослые, либо скопировать крест, прямые линии, круг. Может правильно собрать пирамиду , учитывая размер колец, вложить одна в другую 6-9 уменьшающихся формочек (матрешки, мисочки), вставить вкладыши (коробочка форм), сложить предметную разрезную картинку из 3 и более частей. Может построить что-либо из детского строительного материала по образцу с четко обозначеными деталями.

Речь. Использует правильно построенные фразы, согласованные в роде, числе и падеже. Появляются сложные предложения с союзами (Не хочу гулять, потому что по телевизору идут мультики.), легко повторяет за взрослым незнакомые слова. Появляются слова с суффиксами (мамочка, кошечка), склонность к рифмовке. Способен к диалогу со взрослым, сверстником.

 Моторика. Может стоять на одной ножке, умеет ездить на 3-х колесном велосипеде. Может поймать мяч вытянутыми руками (не прижимая к себе), повторять за взрослым движения (допускается зеркальность).

Игра. Любит играть с игрушками. Разыгрывает несложный сюжет (варит в кастрюле суп, садит куклу за стол, кормит ее, укладывает спать). Осознает свои действия: может ответить на вопрос, что он делает и зачем, что будет делать дальше (сейчас сварю обед и кукла с мишкой будут кушать).

Общение со сверстниками играет  "рядом” , иногда включаясь в игру партнера, но не разрушая ее. В семье возникает желание многое сделать самому.

Навыки. Умеет сам одеваться после сна, умываться, чистить зубы, ходить в туалет. Знает, где что лежит и легко выполняет просьбы взрослого найти и принести.

 

                                                             

                                                              

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

"КОЛОСОК" в ВКонтакте

"КОЛОСОК" в Одноклассниках

Опросы

ГТО - путь к здоровью

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Поиск по сайту
Календарь

Образовательные организации


Политика конфиденциальности  Пользовательское соглашение

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz