Версия для слабовидящих
 
Четверг
01.10.2020
08:17>
Приветствую Вас Гость
RSS

 

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Шелеховского района "Детский сад №
2 "Колосок"
РегистрацияВход
Коллегам на заметку: »
Меню сайта


Информационный вестник

Праздники сегодня

Информер праздники сегодня

Официальные сайты

Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 42


Статистика


Управление образования молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района

 

 

 

 

 

Программа логопедической работы

 по преодолению фонетико-фонематического

недоразвития речи у детей

 

Авторская педагогическая разработка адаптационного типа

 

 

 

 

Составители:

Куркова Л.П.,

Нарцева Т.С.,

Панова И.Н.,

Улитенко Е.В.,

 

 

 

 

г. Шелехов

2010 г.

 

 

Рецензенты:

Бардединов Х.К., кандидат психологических наук, доцент кафедры КРО ИИПКРО
Баширова Т.Б., кандидат педагогических наук, доцент кафедры КРО ИИПКРО

Составители:

учитель-логопед  высшей квалификационной категории Куркова Л.П., МДОУ № 17,

учитель-логопед  высшей квалификационной категории Нарцева Т.С., МДОУ № 2,

учитель-логопед  высшей квалификационной категории Панова И.Н., МДОУ № 15,

учитель-логопед  высшей квалификационной категории; заместитель заведующего по воспитательной и методической работе  Улитенко Е.В., МДОУ № 19.

 

Методическое пособие

Пособие  представляет адаптированный вариант «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» (Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева).

В методическом пособии представлен опыт учителей-логопедов города Шелехова по  организации коррекционно-образовательного процесса  дошкольных образовательных учреждений с  логопунктом.

Пособие адресовано учителям-логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего или комбинированного вида с логопунктом, работающих по программе «Детство», программе  обучения и воспитания под редакцией Васильевой М.А., «Радуга», а также может быть полезно студентам дефектологического факультета по специальности «Логопедия».

 

 

 

Содержание:

 

I.  Пояснительная записка……………………………………………стр. 4 – 6

II. Условия реализации программы…………………………………стр. 7- 16

2.1. Характеристика речи детей с ФФН

2.2. Обучение детей на логопедических занятиях

2.3. Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя

2.4. Работа с родителями

2.5. Комплексный подход всех участников коррекционно-образовательного процесса при организации полноценной речевой среды ДОУ

    III. Планирование работы……………………………………………стр. 17-31

3.1. Коррекционная работа учителя-логопеда – старшая группа

3.2. Коррекционная работа воспитателя – старшая группа

3.3. Коррекционная работа учителя-логопеда – подготовительная группа

3.4. Коррекционная работа воспитателя – подготовительная группа

    IV.  Приложения…………………………………………………….стр. 32-48

4.1. Для учителя-логопеда

4.1.1. Алгоритм организации коррекционно-педагогической работы на логопункте ДОУ

4.1.2. О постановке звуков

4.2. Для воспитателя

4.2.1. О развитии тонких движений пальцев рук

4.2.2. Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики

    V.  Литература………………………………………………………стр.49

 

 

 

I. Пояснительная записка к адаптированной программе работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего и комбинированного вида                                                      

Актуальность

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклоне­ния в речевом развитии, неуклонно растет. Основная при­чина — недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный ана­лиз базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Ка­ше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сфор­мировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития.  Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с ФФН в среду нормально развивающихся сверстников.

Трудности, с которыми сталкиваются учителя-логопеды при организации коррекционно-образовательного процесса в условиях дошкольного логопедического пункта связаны прежде всего с отсутствием программно - методического обеспечения работы. Существующая в настоящее время  «Программа  логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной предназначена для дошкольников старшего возраста групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Реализовать в полном объеме данную программу в условиях логопедического пункта не представляется возможным в связи с  тем, что учебный план дошкольного учреждения общеразвивающего вида значительно отличается от учебного плана  учреждений, имеющих группы компенсирующей направленности.  Специфика работы учителя-логопеда на логопедическом пункте отличается от работы в группе компенсирующей направленности тем, что в группе состав детей не меняется в течение года. В группе находятся дети одного возраста с одинаковым речевым заключением, предельная наполняемость не более 12 детей. На логопункт дети поступают и выбывают в течение всего учебного года, при этом одновременно у специалиста на одну ставку занимаются 20-25 детей и более разного возраста, с различными речевыми заключениями. Необходимо принять во внимание и то обстоятельство, что учитель-логопед сопровождает всех детей  дошкольного учреждения, начиная с раннего возраста.

При составлении адаптированной программы мы учитывали тот факт, что жестко регламентировать работу учителя – логопеда в условиях логопедического пункта нецелесообразно, так как жесткая регламентация приведет к формальности в работе, не позволит в полной мере учитывать структуру речевого дефекта и психофизические особенности каждого ребенка. Количество занятий в условиях логопедического пункта диктуется учебным планом дошкольного учреждения и нормами СанПиН и составляет не более двух в неделю на одного ребенка, без  учёта  речевого заключения, возраста ребенка и др., так как коррекционные занятия должны сочетаться с основной реализуемой комплексной общеобразовательной программой учреждения.

 

Особенности реализации программы в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего и комбинированного вида

 

В содержании логопедической программы учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы органи­зации коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач диффе­ренцированного и интегрированного обучения и воспита­ния детей с разными проявлениями речевой патологии.

Данная программа направлена на устранение фонетического дефекта (ФД), фонематического недоразвития (ФН), фонетико-фонематического недоразвития (ФФН).  

В программе раскрыты вариативные воз­можности для формирования коммуникативных способно­стей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста, что, в свою очередь, будет способст­вовать его успешной социализации. Представлены итого­вые показатели продвижения в речевом развитии детей в каждой части программы, где сохраняется преемственность с перво­начальными программно-методическими разработками в аспекте реализации основных, проверенных многолетней практикой, направлений и технологий коррекционно-лого­педического воздействия на нарушенные звенья речевой системы.

Обращение к формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности в настоящее время. По исследованиям педагогов и психологов (Ахутина Т.А., Семенович А.В., Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В.) у значительного количества дошкольников, не имеющих видимых речевых нарушений, фонематическая сторона речи не достигает своей зрелости и становится одной из основных причин трудностей освоения письма и чтения. Поэтому мы говорим о необходимости адаптировать программу  к практической деятельности специалиста на логопункте.

Цель: оказание  практической  помощи учителю – логопеду дошкольного образовательного учреждения в организации коррекционно-образовательного процесса в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Задачи:

-предложить учителю-логопеду оптимальный вариант коррекционно-образовательного процесса, направленного на совершенствование фонематического восприятия, коррекцию звукопроизношения, развитие навыка звукового анализа и синтеза;

-предложить воспитателю оптимальный вариант работы по выработке дифференцированных движений органов артикуляции, автоматизации звуков, поставленных учителем-логопедом, формирования лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста, алгоритм работы по формированию графомоторных навыков;

 -обеспечить  стартовую  возможность каждому ребенку, которая   будет являться залогом его успешности  для формирования и развития полноценной, здоровой, самодостаточной личности.

 

                                                  Новизна

 1.  Внедрение  адаптированной модели программы коррекционно-педагогической работы для детей с ФФН,  органично встраиваемой в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения с логопедическим пунктом.

2. Осуществление коррекционно-образовательного процесса при комплексном сопровождении всех специалистов дошкольного образовательного учреждения.

В программе реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следую­щие принципы коррекционной педагогики:

    принцип развивающего обучения (формирование «зо­ны ближайшего развития»);

    принцип единства диагностики и коррекции отклоне­ний в развитии;

    принцип генетический, раскрывающий общие законо­мерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

    принцип коррекции, позволяющий определить адресные логопедические технологии в за­висимости от структуры и выраженности речевого на­рушения;

    деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и лично­стное развитие ребенка с отклонением в речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИРКУТСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Свидетельство о государственной аккредитации

«10» января 2006 г.                                     №25-2040

664007, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 «а»

тел, (факс) 20-99-07_______________________________________________________________

«__ »________ 2010 г.                                                         Исх. №_______

 

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

на программу логопедической работы по преодолению фонетико-

фонематического недоразвития речи у детей (авторская педагогическая

разработка адаптационного типа), составленная учителями -логопедами

высшей квалификационной категории Курковой Л.П., Нарцевой Т.С.,

Пановой И.Н., Улитенко Е.В. МДОУ №17, №2, №15, №19 г.Шелехова

Авторская педагогическая разработка включает 49 страниц, в ней представлен адаптированный вариант «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» (Г.В.Чиркиной, Т.Б.Филичевой). Данная программа адресована учителям логопедам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего или комбинированного вида с логопунктом, работающих по программе «Детство», «Радуга», программе обучения и воспитания в ДОУ под редакцией М.А.Васильевой. Данная авторская педагогическая разработка направлена на преодоление фонетико-фонематического недоразвития дошкольников в условиях логопункта и ее целью является оказание практической помощи учителям-логопедам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений в организации коррекционно-образовательного процесса в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Структура программы включает пояснительную записку, описание условий реализации программы, основное содержание программы и систему приложений, а также список литературы.

Пояснительная записка к адаптированной программе показывает актуальность и необходимость ее разработки, цель, задачи данного методического пособия, а также четко выделены компоненты новизны данной разработки. Авторами показаны содержательные аспекты условий реализации программы, в качестве которых выступают взаимодействие логопеда и воспитателя, медицинских работников, администрации, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, работа с родителями и другие составляющие.


Основное содержание методической разработки включает перспективное планирование работы по периодам и включает индивидуальные и подгрупповые занятия. В этом разделе сформулированы требования к знаниям и умениям детей, которые должны быть сформированы к концу коррекционного обучения.

В приложении представлены алгоритм организации логопедической работы в условиях логопункта, а также дополнительные методические рекомендации необходимые для организации коррекционно-развивающей речевой работы для воспитателей и других специалистов, работающих с детьми, имеющими нарушения речевого развития (ФФН).

В целом авторская методическая разработка соответствует требованиям, предъявляемым к данному виду методических материалов, и рекомендуется для использования в педагогической работе с дошкольниками, а также для утверждения экспертным методическим советом как авторская разработка адаптационного типа.

Поиск по сайту
Календарь

Образовательные организации


Политика конфиденциальности  Пользовательское соглашение

Copyright MyCorp © 2020
Сделать бесплатный сайт с uCoz